пятница, 19 августа 2016 г.

Современная Россия в одной фотографии

Этот фотоснимок появился в соцсетях еще летом, и довольно успешно разошелся по рунету с массой сатирических подписей. Я придержал эту фотографию, чтобы попытаться чуть позже, когда народный глум чуть остынет, детальнее проанализировать снимок и всех его героев. Очень люблю иронию и юмор вообще, но сегодня будет серьезный пост, насколько вообще могут быть серьезными мои записи в блоге.
Картина "Россия 2015 года". Автор фото, предположительно, Вадим Алешин.
Россия 2015 года. Глубокая по замыслу работа, способная объяснить любому современному человеку, как сегодня выглядит наша Родина, и что сегодня происходит в российском обществе.
Онкобольной мальчик 9 лет – главный герой картины, образ страны. Как и мальчик, Россия сегодня – пораженный тяжелыми процессами механизм. Коррупция, подобно раку, медленно, но уверенно ест государство изнутри. В каждой деревушке, в каждом городке, в каждом регионе существуют серьезные проблемы, реальный удар которых придется на молодое поколение, уже ощущающее дефицит внимания со стороны государства, со стороны олигархической экономики.

В руках у мальчика открытая книга "Сказки", разворот которой почему-то прикрыт белым листом бумаги. Какое красивое начало истории: мальчику вручают сказки и просят развернуть для фото "как бы читаешь". Естественно, ребенок повинуется (как же еще?!). Россия сегодня живет, как в сказке, следующая страница которой прикрыта белым листом.
Иосиф Кобзон – образ крупного российского чиновника. Кобзон подарков сам не выбирал – это очевидно: он просто приехал с визитом в больницу, чтобы создать картинку поддержки властью народа Крыма. Государственным деятелям такого ранга нет ровным счетом никакого дела до каких-то крымских мальчиков или девочек. Процедура, я думаю, довольно простая: Иосиф Давыдович, вот мешок с подарками, вот главврач (Драсььте, оч рад!), вот журналист Петя-Вася-Изя.
Кобзон – неглупый человек. Уже доставая из мешка пирамидку для двухгодовалого ребенка, Иосиф Давыдович понимает весь бред предстоящего действа (процесса дарения). Но он протягивает пирамидку ребенку и пристально смотрит ему в глаза!
Перестрелка взглядами – центральный сюжет картины. Власть смотрит в глаза народу, но продолжает "втюхивать" ценности прошлых лет.
- Ну, возьми ты эту пирамидку! Сам понимаю, что дерьмо это, а не подарок, ну давай уже выручи: камеры же включены! - читается в глазах власти.
- Мда...- отвечает взглядом мальчик, отлично все понимая (уже сказки держит в руках для фотосессии).
Дело даже не в том, что это пластиковое дерьмо стоит 200 рублей, а на банкете после официоза проели-пропили 200 000 рублей, условно. Дело в том, что и власть, и народ, в принципе, идиотизм ситуации осознают. Но дальше перестрелки взглядами речь не заходит. А что реально мог сделать в такой ситуации мальчик? Сказать Кобзону: "Дед, ты чего?!")
Врач – современная интеллигенция. Комичность ситуации настолько очевидная, что врач тоже очень понимающе улыбается. Но это не насмешка. Это такая интеллигентная улыбка, в которой вся грусть сложившейся ситуации. Представьте себе: стоит мужик, который точно понимает, что у мальчика вообще-то рак, что ему бы сейчас, раз уж вы приехали, какую-то гоночную машинку, или трактор, или даже планшет! Вместо этого из мешка достается пирамидка для детей возраста двух лет...
Это для яркой картинки чиновникам разрешили не надевать халаты и маски, это для яркой картинки они летели сюда кто откуда... Не для мальчика, а для яркой картинки. И что делать врачу? Будет что-то вякать – завтра полетит с должности. А ему-то как раз и предстоит не пафос, а реальная схватка со смертью за какие-то призрачные шансы отвоевать еще немного дней для этих ребят.
Два идиота чиновника рядом – образ великого русского прогиба муниципальной мелочи перед властью. Скоморохи изображают великую радость! Даже они, клоуны современной России, понимают комичность происходящего. В отличие от врача, ржут, как кони, вскрывая свое "мужицкое" вчера. Их смех – как раз насмешка. Без попытки что-то там завуалировать, без попытки как-то смягчить обстановку (хотя как тут смягчить такое?!). Скоморохи и есть скоморохи. Представьте себе состояние дел в стране, если такие клоуны управляют целыми регионами!
Журналисты за спиной у мамы с ребенком – образ двуличия общества. Журналисту вообще плевать на все происходящее: он дает команды оператору, как и что снимать. Это профессиональный цинизм, который сложно осуждать. Журналисты не видны в кадре, но именно они вечером сформируют правильную картинку для зрителей. И если бы не это фото, мы бы никогда и не узнали, что было в какой-то крымской клинике какого-то числа с какими-то гостями из Москвы.
Мама с ребенком на руках – образ понимающего, но молчащего населения. Мама единственная, кто из присутствующих в маске, все-таки у онкобольных ослаблен иммунитет. Маска – это одновременно и защита, и невозможность громко говорить. Да и вообще, именно мать является самой серьезной жертвой этой трагедии. На руках еще один ребенок, им тоже никто не хочет рисковать. И что вообще даст возмущение? Только настроит против себя местную власть? Мать молчит и просто наблюдает за происходящим.
Образ матери глубоко задевает еще и потому, что касается родительского поколения. Ведь это они, по сути, строили СССР, они создавали фундамент современной России (они и бабушки-дедушки, многие из которых уже ушли). А теперь родители вынуждены стоять бок о бок с какими-то скоморохами, наблюдая, как в клинике, где смерть – постоянный визитер, разыгрывается спектакль для высокопоставленного гостя.
Мальчик в синей футболке – образ народов братских России стран. Недоумение, как можно вот так поступать с собственным народом? И этот мальчик еще хотя бы в футболке (а зачем было снимать футболку с центрального героя картины, вообще непонятно. Чтобы крестик показать?!).
Как вам это шедевральное, на мой взгляд, полотно? Какие еще символы изображены на фото, о которых я не написал или не заметил? Дополняйте в комментариях. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru