воскресенье, 2 ноября 2014 г.

Что такое «Национальный центр управления обороной России» и зачем он создан?

Впервые столь подробно и открыто глава военного ведомства России Сергей Шойгу и начальник Генерального штаба Валерий Герасимов «осветили» смысл создания нового органа.
О создании новой военной струкутры в России — Национального центра управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ) «Комсомолка» впервые рассказала своим читателям еще пару лет назад. Правда, — «в самых общих чертах» (потому что тогда были известны лишь наметки будущего «департамента») . Сейчас же у нас появилась возможность детально раскрыть суть новшества и его предназначение. Причем, сделают это два первых лица в Вооруженных силах РФ — министр обороны России генерал армии Сергей ШОЙГУ и начальник Генерального штаба генерал армии Валерий ГЕРАСИМОВ. Кстати, вопрос о создании НЦУО 1 ноября обсуждался на очередном селекторном совещании в Минобороны, где, пожалуй, впервые столь подробно и открыто глава военного ведомства России и НГШ «осветили» смысл создания нового органа.
Министр обороны РФ генерал армии Сергей ШОЙГУ:
- Решение о создании НЦУО было принято Президентом России в целях совершенствования системы централизованного управления военной организацией государства и экономикой страны при решении вопросов подготовки к вооружённой защите страны. Национальный центр – это, по сути, действующий в круглосуточном режиме механизм управления всеми сферами деятельности Вооружённых Сил. Он должен обеспечить способность и готовность войск к решению поставленных задач, выполнение гособоронзаказа, финан­совые и материально-технические ресурсы, комплектование войск и подготовку кадров, решение медицинских и жилищных вопросов, нашу международ­ную деятельность.

Особая роль в работе Центра отводится вопросам оперативной координации деятельности федераль­ных органов исполнительной власти в области обороны. Для функционирования Национального центра в едином защищённом информационном пространстве созда­ётся программно-аппаратный комплекс, в рамках которого решается задача объединения информационных ресур­сов всех министерств и ведомств. Органы управления уже сейчас работают в постоянно обновляющейся информационной системе, имеющей оборонное значение, обеспечивается доступ к единым информационным ресурсам всех участников межведомственного взаимодействия. На всех уровнях управления создана развёрнутая система центров и пунктов управления войск (сил), работающих по единому регламенту взаимодействия. Она включает региональные и территориальные центры управления обороной, центры управления видов, родов войск и объединений Вооружён-ных Сил, пункты управления соединений. Уже сейчас можно говорить о том, что создана структура, позволяющая оперативно готовить обоснованные, всесторонне проработанные предложения для принятия решений руководством на всех уровнях, от тактического до стратегического. В настоящее время создание Национального центра управления обороной Российской Федерации завершается. С первого декабря оперативные дежурные смены Центра заступят на боевое дежурство.
Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Валерий ГЕРАСИМОВ:
- Что же вызвало необходимость создания НЦУО? В предшествующие 50 лет обеспечение управления Вооруженными Силами осуществлялось Центральным командным пунктом Генштаба. Содержанием деятельности ЦКП являлось отслеживание резких изменений военно-политических изменений в мире, контроль состояния специальных видов оружия и обеспечение управления его санкционированным применением. Для решения этих задач на ЦКП были замкнуты малочисленные дежурные службы объединений Вооруженных Сил, а в тактическом звене – нештатные дежурные по воинским частям (в соединениях штатные структуры для круглосуточного дежурства отсутствовали).
Сбор и анализ информации по различным направлениям деятельности Министерства обороны и Вооруженных Сил осуществлялись только узкопрофильными органами военного управления. Функции обобщения и учета разрозненной информации, как по боевому управлению, так и по управлению повседневной деятельностью, а также координация деятельности органов военного управления при решении задач, фактически возлагались на руководителей, принимающих управленческие решения, и осуществлялись эпизодически в ходе продолжительных служебных совещаний.
В современных условиях многократно увеличились объемы информации, цикл ее изменения сократился с недель и суток до часов и минут. Возникла острая необходимость в постоянном комплексном мониторинге процессов, происходящих в мире, в стране и Вооруженных Силах, в непрерывном комплексном анализе обстановки и выработке вариантов реагирования на ее изменения.
Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Валерий ГЕРАСИМОВ
Центральный командный пункт перестал удовлетворять предъявляемым требованиям по информационному обеспечению руководства.
Кроме того, в Вооруженных Силах до настоящего времени существовала громоздкая система сбора информации. Она базировалась на табеле срочных донесений. Информация согласно табелю представлялась в письменных документах (телеграммах, донесениях, сводках и других) с низкой периодичностью. Так, командир бригады представлял доклады в вышестоящий штаб один раз в неделю, командующий войсками военного округа – один раз в месяц. И часто получалось так, что информация, содержащаяся в них, быстро устаревала.
В настоящее время информация меняется скоротечно, причем не только в отношении военно-политической обстановки, но и во всех сферах, затрагивающих интересы Вооруженных Сил. Это разработка и поставка вооружений, снабжение всеми видами довольствия, строительство, подготовка и обучение кадров и прочие.
Учитывая эти тенденции, в Министерстве обороны создан постоянно действующий, единый по структуре для мирного и военного времени орган оперативного управления военной организацией государства – Национальный центр управления обороной Российской Федерации. В его составе на всех уровнях управления развернуты и несут дежурство штатные оперативные дежурные смены.
По результатам апробации его функционирования стало ясно, что цикл обработки информационных потоков значительно сократился, многие вопросы управленческой деятельности решаются в реальном масштабе времени силами дежурных смен.
По сути, Национальный центр представляет собой механизм круглосуточного управленческого воздействия на все сферы деятельности Вооруженных Сил с условным делением на боевую и повседневную составляющие.
Почему «условным»? Потому что практически невозможно вести успешную подготовку к обороне России без координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, имеющих задачи в области обороны, без создания инфраструктуры и поставки новых вооружений и техники, без материально-технического обеспечения и подготовки личного состава Вооруженных Сил.
В составе Национального центра два основных органа: центр боевого управления и центр управления повседневной деятельностью войск (сил), а также несколько центров управления по специальным вопросам. Основные центры предназначены:
центр боевого управления – для поддержания боевого потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации в целом, а так же группировок войск (сил) на стратегических направлениях, как в мирное, так и в военное время на необходимом и достаточном уровне готовности к отражению возможной агрессии и управления войсками (силами) при выполнении ими боевых и специальных задач;
центр управления повседневной деятельностью – для оперативной координации деятельности органов военного управления и федеральных органов исполнительной власти на всех уровнях по поддержанию войск (сил) в боеготовом и боеспособном состоянии, мониторинга выполнения гособоронзаказа, финансового, материально-технического, медицинского, жилищного обеспечения, подготовки кадров, международного военного сотрудничества и других видов деятельности.
Новизна подхода состоит в том, что сверху донизу, на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях создана «стволовая» структура непрерывного мониторинга, оперативного анализа обстановки и подготовки предложений руководству по организации выполнения первоочередных мероприятий при возникновении нештатных или кризисных ситуаций.
Кстати, вопрос о создании НЦУО 1 ноября обсуждался на очередном селекторном совещании в Минобороны
Как это работает?
Рассмотрим на примере подсистемы мониторинга выполнения гособоронзаказа. Здесь внедрены комплексные подходы к реализации планов обеспечения Вооруженных Сил системами вооружения, военной и специальной техникой. Все мероприятия, от выявления потребности в конкретном типе вооружения, до серийной поставки образцов в войска (силы) и ввода их в эксплуатацию увязаны в единый процесс. На каждом уровне управления до соединения включительно дежурные смены Национального центра в круглосуточном режиме осуществляют контроль, в том числе и визуальный (с использованием видеокамер), за изготовлением образцов вооружения, созданием соответствующей инфраструктуры в воинских частях, подготовкой запасов материальных средств, формированием и обучением персонала для их эксплуатации. Отклонения от графиков фиксируются, проводится анализ причин, выдаются рекомендации и предложения для проведения своевременной корректировки и выправления ситуаций.
Мне, как начальнику Генерального штаба, дежурный генерал докладывает за сутки по тем или иным вопросам до 20 – 25 раз. Особенно это касается отклонений по каким-либо вопросам. Я, соответственно, принимаю решения сам или информирую Министра обороны Российской Федерации для утверждения предложений. Дежурный генерал при этом не просто докладывает обстановку, а главное, – формулирует выводы и обоснованные предложения, которые требуют только утверждения или не утверждения.
Наличие такой структуры сводит к минимуму время принятия решений для адекватного реагирования на ситуацию, будь то отставание от графика в строительстве объектов, или недружественные действия в отношении суверенитета российских территорий.
Созданный механизм позволяет в кратчайшие сроки включить в совместную работу органы военного управления, исполнительной власти и местного самоуправления для выполнения принятых решений.
В соответствии с Планом обороны государства 52 федеральных органа исполнительной власти и 3 организации (государственных корпорации) имеют свои задачи в области обороны, как в мирное, так и в военное время. От эффективности решения любого, пусть даже незначительного вопроса в том или ином федеральном органе исполнительной власти, часто зависит итог выполнения масштабных комплексных мероприятий. Для нас стало жизненно необходимым скоординировать усилия федеральных органов исполнительной власти при решении задач в области обороны, собственно для этого и предназначен механизм, который мы называем Национальным центром.
Однако я не хотел бы, чтобы у вас сложилось впечатление, что созданный Центр подменяет или дублирует функции штабов и органов военного управления. Нет. Мы перераспределили Центру те задачи, которые требуют непрерывного цикла выполнения и установили регламент информационного обмена и взаимодействия со всеми заинтересованными структурами. При этом на всех уровнях постоянно поддерживается обобщенная и актуализированная информация о составе, состоянии, характере действий войск (сил), их обеспеченности и степени готовности к решению задач.
Помимо постоянной готовности выдать предложения по реагированию на кризисные ситуации, Национальный центр управления и его структуры на местах обеспечивают штабы и органы военного управления необходимой информацией для текущего и перспективного планирования, подготовки и принятия решений, их доведение до войск (сил) и контроль исполнения.
Важно, что структура оперативных дежурных смен и содержание деятельности Центра не меняются при переводе с мирного на военное время. Меняется объем информации, интенсивность ее обработки и подготовки необходимых материалов для доклада. То есть наработанные и отлаженные взаимосвязи и алгоритмы продолжают действовать в любых условиях обстановки.
В настоящее время выполняется корректировка некоторых принципов работы органов управления, которая позволит увязать потоки информации и повысить эффективность совместной деятельности.
С созданием Национального центра в широком его понимании обеспечено целенаправленное преобразование системы управления Вооруженными Силами, на основе системного использования современных и перспективных возможностей информационных технологий, достигнут совершенно новый уровень управления всеми видами деятельности Вооруженных Сил, взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти в повседневной деятельности и в ходе ведения военных действий.
Наличие Национального центра управления обороной Российской Федерации, способного в кратчайший срок обеспечить принятие решений руководством страны на применение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в ответ на возникающие угрозы, доведение до исполнительского звена и контроль выполнения принятых решений, выступает дополнительным фактором, сдерживающим агрессию против России.
Приведу пример:
Если говорить простым языком мы решаем задачу повышения эффективности управления. То есть повышаем качество и уменьшаем время выполнения задач.
Возьмем такое широко распространенное понятие, как «БОЕВАЯ ТРЕВОГА». Оно для органов военного управления уже практически не актуально. Потому, что ряд мероприятий, выполняемых по этому сигналу – прибытие состава оперативных групп, проведение боевого расчета, развертывание рабочих мест, сбор данных обстановки и другие, уже выполнены с того момента как мы организовали непрерывное боевое дежурство оперативных дежурных смен по всем направлениям деятельности органов военного управления.
Позволю себе еще раз напомнить, для единого понимания, что же такое Национальный центр.
Это мощнейший, самодостаточный механизм, представляющий из себя профессионально подготовленные оперативные дежурные смены на всех уровнях управления от тактического до стратегического, которые круглосуточно несут боевое дежурство в специально оборудованных помещениях, оснащенных самыми современными средствами связи и автоматизации. Они осуществляют мониторинг по всем направлениям деятельности, как внутри Вооруженных Сил, так и в рамках всей военной организации Российской Федерации по реализации Плана обороны государства. Принцип работы оперативных дежурных смен заключается в следующем: это – непрерывный сбор информации; это — непрерывный анализ обстановки; это – подготовка выводов и предложений руководству; это, наконец, – координация и контроль выполнения всех мероприятий, проводимых в Минобороны и государстве в целом по вопросам обороны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru