Психология отношений
Главный фактор
Извечный вопрос отношения родителей со своими, как и чужими детьми. Как должны строиться отношения, что учитывать и надо ли учитывать запросы ребёнка? Множество вопросов и как не странно, за все века существования цивилизации так и не найдена универсальная формула психологии отношений родителей и детей. Предлагаю и нам всем попробовать найти эту формулу.
Прежде всего, считаю, следует найти точки согласия и разногласий, попытаться понять, есть ли возможность устранения некоторых спорных моментов взаимодействия и что является главным фактором развития.
На мой взгляд, взрослые забывают о структуре осознания окружающего мира детьми. Прежде всего, надо понять, вспомнить, наконец, как дети воспринимают окружающий мир. Мы их просто воспитываем по образу и подобию своему и этим самым пытаемся воздействовать на самое ценное для ребёнка, проявление его индивидуальности, не учитывая характера детства, детской категоричности в понимании – «я сам знаю». Это мы знаем, что ребёнок ещё не знает, но он так не считает.
Далее, мы часто не понимаем, почему некоторые прекрасные дети вырастают жестокими, безразличными, злыми. Предлагаю посмотреть, как считают взрослые, пост взят из Интернета:
«Заострять внимание можно и нужно не на самом зле, а на победе над ним. Однако, без детального иллюстрирования зла и победа над ним будет неосуществима, в восприятии ребёнка. Но для того, чтобы создать убедительную картину торжества полезной любви над вредной ненавистью, неизбежно придется эту ненависть - подробно "осветить».
Здесь огромная ошибка, настройка ребёнка на вечную войну, что недопустимо.
Но в этом случае мы забываем о том, что ребёнок видит мир иначе, объективные образы, чаще всего, воспринимаются субъективными качествами, поэтому понятия «злой», «добрый» строится по принципу – нравится, не нравится и всё, что не нравится, автоматически становится злом, а что нравится, добром. И не всегда отрицательные объективные персонажи обретают в понимании ребёнка отрицательные качества. Причина проста, отрицательный герой может нравиться своим мужеством, например, стойкостью, уверенностью.
Что делать
Возникает вопрос, как и что делать? Не рассказывать о добрых и злых, плохих или хороших? Ещё раз повторюсь, ребёнок воспринимает мир качествами, которых у него ещё недостаточно, нет жизненного опыта, нет примеров, поэтому, прежде всего, у ребёнка необходимо развивать качества характера, не деля их на добро и зло, качества отношений к миру и всем его частям, как аспект осознания реальности, например, качество великодушия, терпимости, взаимопомощи, жертвенности, любви, трудолюбия, но и качества противодействия, упорства, стойкости, ярости, непримиримости, наконец.
Примеры
Теперь представим на мгновение, что молодой человек выходит в мир с набором большого спектра индивидуальных качеств характера. Он знает о великодушии, но уместно ли проявление великодушия к человеку, унижающему кого-либо? Нет. Категоричность молодости ответит однозначно. Тогда что делать? Пройти мимо? Нет, потому что молодой человек имеет в спектре своего характера такие качества, как непримиримость, ярость и стойкость, которые автоматически определяют дальнейшие действия с учётом способностей и возможностей, если даже нет готовности к подвигу.
Следующий пример, часто встречающийся – трудолюбие. Но уместно ли работать за себя и за того парня, если тот «парень» лентяй и дармоед? Нет. Опять же автоматически возникают такие качества, как непримиримость, ярость, упорство, которые определяют ход дальнейших поступков. Не бывает людей только добрых или только злых, только хороших или только плохих. И таких примеров можно привести множество.
Выводы
Первый вывод – развивать в ребёнке качества без упора на объективные образы, не деля их на хорошие или плохие. Та же ненависть во время войны и любой битвы может стать качеством положительным, а любовь отрицательным. Замечу, что легче всего развивать качества характера с самого детства, но не поздно никогда. Ребёнок в познании мира всегда встаёт перед выбором отношения к тому или иному явлению, не по критерию – добро, зло, а нравится, не нравится.
Второй вывод и очень важный, к которому я прикоснулся, но не озвучил – это не воспитывать, а развивать. Считаю, что самая большая ошибка взрослых в том, что мы воспитываем, а воспитать мы можем только по образу и подобию своему без учёта изменений окружающего мира, развивая, мы развиваемся сами в связи того же изменения окружающего мира, особенно в современном мире, в мире глобального и быстрого переустройства и развития технологий. Только развитие качеств характера способно сохранить мир в режиме жизни, а не существования.
Возникающие вопросы
Возникает вопрос – развитие умственных способностей, но практика показывает, что развитие качеств индивидуальности, развивает и умственные способности, скорость восприятия, мобильность, ответственность, умение быстрого принятия решений, мужество, самоуверенность, стойкость, смекалку, стремление к жизни, об этом стоит поговорить отдельно.
И второй вопрос – а как развивать те самые качества у ребёнка, но этот вопрос уже упущение нашего развития, поэтому начать следует с самого себя, то есть индивидуальный подход к любому случаю непонимания. Иначе опять скатимся не в процесс развития детей, как и себя, а в технологические штампы готовых стереотипов. Обсуждение и поиск – вот критерий любого успеха и в развитие качеств у детей, как и у себя, в том числе и прежде всего, но в дальнейшем попытаюсь разобраться и в деталях психологии отношений родителей и детей.
Не надо забывать, что для родителей дети всегда остаются детьми в младенческом возрасте или в подростковом, поэтому всегда можно найти некоторые меры воздействия на детей в любом возрасте для развития тех или иных качеств.
Развитие ума
«Ушёл в себя, какой неточный термин, сказать бы надо – вышел на простор».
Определение и инструменты ума
Прежде всего, предлагаю определить, что такое ум и его инструменты деятельности.
Ум – это одна из основополагающих функций сознания, а инструментам деятельности является мысль человеческая.
Вот о мысли и поговорим, чтобы более чётко понимать дальнейшие выводы, что это, где и как проявляется? Когда появляется мысль в сознании? Мысль зарождается в сознании, как реакция на внешний раздражитель того или иного образа восприятия пятью органами чувств, в ином случае создаётся мыслителем, как образ представленного события (мечта, фантазия), некий импульс, определяющий образную картинку события или образа в конкретный момент времени.
Часто говорят: я мыслю на русском языке или на немецком, например. Это не мышление, это описание уже помыленного. Мысль не выражается словами, это функция ума, как информационный образ осознания. Но образ должен иметь экран проявления для осознания в объективной форме, как экран в кинотеатре или камень, брошенный в воду. Ответная реакция воды выражает характеристику камня, брошенного в воду.
Так и мысль чувствами (эмоциями, состояниями, переживаниями) отражается в сознании. Ум – это движение мысли в сознании, выраженная звучанием чувств. Отметим и продолжим о развитии ума. Допускаю, что у других людей может быть иное определение ума, но я дал определение такое, чтобы в дальнейшем не возникли разногласия от разночтения понятия ум.
Классическая ошибка
Предлагаю посмотреть, как развиваются дети. Первое, что проявляется в большинстве случаев, это их категорическое заявление – «я знаю» или «я сам». Разумеется, мы знаем, что ребёнок не знает, но он так не считает. Стоп! Почему? Он не знает, но ставит себя в позицию «знаю», ставит себя в позицию первого. Это значит, что он мир рассматривает не как его часть, а как наблюдатель. Он созерцает мир. Не забудем, что развитие ума в детстве проходит гораздо быстрее.
Отметим, и идём дальше. Что делают взрослые по отношению к ребёнку? Всеми силами мы разрушаем эту позицию ребёнка, позицию «я знаю», позицию первого, а потом сетуем на неумение и нежелание учиться. Заменяем основную функцию ума, как создателя мысли всякими канонами, стереотипами, правилами, авторитетами. В итоге имеем, «ботаника», в лучшем случаи или полного идиота, в худшем.
Почему это произошло? Мы отключили у ребёнка основную функцию ума синтеза и анализа, функцию творца мысли, точнее, отключили представление и воображение, в той или иной степени. Теперь человек воспринимает мир таким, каким его преподносят все виды учений, учителей, родителей, то есть бесчувственно.
Конкретные примеры и выводы
Вот мы и подошли ко второй части развития ума. Мысль, как информационный импульс воздействует на сознание. Информация мысли раскрывается в виде звучания чувств и других психических состояний и чем сильнее звучат чувства, тем чётче понимание. Прочувствованное, значит понятое, поэтому в игре, например, быстрее и чётче происходит понимание и решение той или иной задачи.
Повторюсь, что мы определили. Это позиция наблюдателя и звучание чувств. Перейдём к конкретным примерам для развития ума, не забывая, что принцип игры развивает лучше всего. Играть можно в любом возрасте.
Игра, которая затрагивает и мысли, и чувства. Произносим любое слово и наблюдаем за реакцией сознания на это слово, определяющее какой-либо объективный образ. Например, берёза. Что я получаю? Информацию – белая, зелёная, кудрявая, в лесу… но ведь я сказал не слова определяющие, а реакцию сознания. Белая, зелёная, кудрявая – это не звучание чувств, это навязывание рассудком ярлыков и штампов. Сначала возникает реакция на мысль в виде звучания чувств, это приятие, неприятие, какие-то переживания, психические состояния, которые за ярлыками и стереотипами не усматриваются.
И что же делать?
Просто наблюдаем за своими мыслями, не пытаясь описывать или как-то характеризовать, стать наблюдателем по отношению к своим мыслям. Уверяю вас, что со временем вы будите просто знать. При постоянной и ненавязчивой практике наблюдения за своими мыслями, процесс осознания станет автоматическим, более того, появится множество других моментов для исследования, например, ловушки. Добавлю, что простое наблюдение избавит от всех ловушек.
Следующая практика развития ума более простая. Не забываем о принципе игры. Возьмём обыкновенную коробку и положим туда несколько разных предметов – игрушку, ложку, куклу, ножницы, да что угодно. Предлагаем ребёнку, например, посмотреть и закрыть коробку. Пусть он расскажет, что лежит в коробке. Сначала смотреть можно дольше, постепенно сокращая время просмотра. Далее, вы сами начнёте замечать, что, входя в любое незнакомое место, вы чётко определяете всё, что осваивается органами чувств и в дальнейшем рассказывать себе об усмотренном.
В первом случае наблюдателя прочищается сознание, человек начинает чётко видеть, понимать, знать.
Во втором случае развивается скорость движения мысли, в народе говорят – смекалка.
При развитии этих функций ума, человек иногда знает раньше, чем задан вопрос. Называется Де-Жа-Вю, в народе – интуиция, в творчестве – вдохновение.
Небольшой пример
Вот ребёнок лепит из песка на пляже что-то. Песок сгребает в кучку. Спрашиваю:
— Что это?
— Это домик мой — он отвечает мне.
— Какой красивый! — удивляюсь будто.
Воткнул недалеко лопатку, мне объяснил, что это дерево, что-то поискал глазами, встал, и яблоко принёс от мамы и долго думал, куда его определить.
— Это что? — спросил опять его.
— Это солнышко, — мне отвечает он.
Вот тут то задача посложнее, как солнышко определить на небо, но выход всё-таки нашёл. Нагрёб песка немного в кучку и сверху положил, чуть закопав его. Мне объяснил:
— Это когда солнышко уходит спать, — сходил к маме, взял небольшую куклу и начал раздевать её. — Это я! Тоже спать пора. — Раздел и рядом с домиком определил, предварительно соорудив топчанчик небольшой из того же песка. Отошёл, всё осмотрел, и радости его предела нет. Важно посмотрел вокруг, мне объяснил, почему себя он не в домик положил, а рядом: — Лето, тепло, я спать на улице люблю.
«Будьте как дети, ибо таковых есть царство небесное».
Посмотрите, что получается. Ребёнок сам решения принимает, сам творит и строит, мир для себя соорудил и в нём себя пристроил. Полностью скопировал Творца, когда Творец наш мир творил и ни какие воспитатели не имеют власти никакой над ним. Это прелюдия, но каждый может вспомнить в жизни своей случай сотворения чего-нибудь и не только у детей, но и у взрослых.
Возьмём сюжет чуть-чуть изменим. Вот ребёнок лепит из песка на пляже что-то. Спрашиваю:
— Что это?
— Это домик мой, — он отвечает.
Я то вижу, что это просто кучка.
— Кучка песка, не домик. Займись ко чем-нибудь другим.
— Чем? — спрашивает он.
Дал ему бумажку, карандаш:
— На, рисуй.
Ребёнок взял и начал что-то рисовать, но быстро надоело, отодвинул недовольно:
— Не хочу.
Я подсунул ему книгу, там картинок много. Он даже не взглянул. Я стал уговаривать его, листая:
— Смотри, красивые какие, не то, что домик из песка.
Расплакался ребёнок.
Что произошло? В первом случае, ребёнок стоит голый перед самой Матерью Природой. Он знает, что он творит и этим действием творит себя Творца. Что будет дальше? Творение ребёнка совершенствуется с каждым годом, совершенствуется и ребёнок, как Творец. Это суть человека — через творение творить Творца в себе и в этом есть предназначение его. Именно об этом говорил Иисус, когда сказал: — «Будьте, как дети».
Во втором случае ребёнку указали, что он всего лишь тварь в чужом Творении. Мы сами можем искалечить психику ребёнка, одевая его в платье страха, недовольства, сомнений, лени, жертвы. Вся наша система жизни построена на этом. Конечно, всего лишь кучка песка, а в сознанье?.. Это дом прекрасный. Ребёнок своё творенье видит не глазами, а чувствами своими и не беда, что руки пока крюки, вырастет, научит руки шедевры создавать, если сознание ребёнка не завалим хламом.
Когда за нас решенья принимают, мы страдаем, мечемся, когда решение мы сами принимаем, никто над нами власти не имеет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий