Средства сухопутного "Гермеса" в походном положении
Одной из главных новинок прошедшего форума «Армия-2020» стал перспективный многоцелевой комплекс управляемого вооружения «Гермес» в наземном исполнении. Незадолго до выставки его разработчики опубликовали новые подробности, а на самом мероприятии показали ряд компонентов комплекса в разных версиях.
Ракетный долгострой
Проект «Гермес» одновременно является одной из самых интересных и самых сложных разработок нашей оборонной промышленности. Работы по перспективному межвидовому ракетному комплексу начались в тульском КБ Приборостроения еще в девяностых годах, но полноценное внедрение такого оружия в армии пока не начато.
«Гермес» представляет собой универсальный комплекс для использования на разных носителях в разных родах войск. Предлагается модификация для армейской авиации, устанавливаемая на боевые вертолеты. Также разработан мобильный сухопутный вариант и продолжаются работы по корабельному. Ранее упоминалось создание стационарной модификации для береговой обороны, но от нее, по-видимому, отказались.
Ракета и ее ТПК
Авиационный ракетный комплекс «Гермес-А» прошел испытания в 2003 г., и затем осуществлялась подготовка к серийному производству. Сухопутный «Гермес» представили только в этом году, а корабельный «Гермес-К» пока не показывали широкой публике. Впрочем, последние сообщения указывают на ускорение работ, и потому новые сообщения и материалы по проекту могут появиться в самое ближайшее время.
Общий компонент
Все модификации «Гермеса» используют общий набор оборудования для управления огнем и унифицированную ракету с широкими возможностями. Для решения разных задач могут использоваться несколько модификаций ракеты, отличающиеся друг от друга набором агрегатов и характеристиками.
Ракета «Гермес» представляет собой двухступенчатое изделие бикалиберной схемы. Внешне и по архитектуре изделие напоминает боеприпас ракетно-пушечного комплекса «Панцирь». Ракета включает стартовую и маршевую ступени. Первая представляет собой твердотопливный двигатель, а вторая вмещает средства наведения и боевую часть.
Общая длина ракеты – ок. 3,5 м. Авиационная модификация комплектуется стартовой ступенью диаметром 170 мм и имеет массу 110 кг. Такой стартовый двигатель позволяет поражать цели на дальностях до 20 км. Для сухопутного комплекса предлагается ракета с более мощным стартовым двигателем, размещенным в корпусе диаметром 210 мм. С его помощью ракета улетает на 100 км.
Маршевая ступень оснащается комбинированной системой наведения, состав которой тоже зависит от модификации ракеты. В комплексе «Гермес-А» для вывода ракеты в район цели используется инерциальная или радиокомандная система; затем начинает работу головка самонаведения. Сухопутный комплекс использует инерциальную и радионавигационную систему, после чего тоже включает ГСН.
По открытым данным, для «Гермеса» разработаны три типа ГСН. Это радиолокационная, инфракрасная и полуактивная лазерная системы. Наличие нескольких ГСН должно повышать гибкость применения комплекса при решении тех или иных задач.
Все модификации ракет комплектуются осколочно-фугасной боевой частью массой 28-30 кг с зарядом 18-20 кг. С ее помощью обеспечивается поражение различной бронетехники, сооружений и построек, а также надводных объектов и маловысотных воздушных целей.
«Гермес» на суше
Сухопутный вариант межвидового ракетного комплекса выполняется на базе автомобильных шасси, обеспечивающих высокую стратегическую и тактическую мобильность. В состав комплекса входят боевая машина с пусковой установкой, мобильный пункт управления, а также средства разведки и связи.
Самоходная пусковая установка несет до 10 ТПК с управляемыми ракетами. Контейнеры монтируются на установке с возможностью наведения в двух плоскостях. Боевая работа обеспечивается транспортно-заряжающей машиной с устройствами для перевозки и перегрузки боекомплекта.
Машина управления огнем несет все необходимые средства для расчета и ввода данных. Ранее упоминалось, что она также оснащается собственной многофункциональной радиолокационной станцией. В последних материалах по проекту в качестве средства разведки и целеуказания упоминаются БПЛА, способные обеспечить работу комплекса на максимальных дальностях. Также командный пункт может принимать данные о целях из сторонних источников.
Ракетная батарея может включать несколько боевых машин, управляемых с одного командного пункта. Стрельба может осуществляться с подготовленных и неподготовленных позиций по различным объектам во всем диапазоне дальностей. Возможно создание новых модификаций комплекса на различных шасси, в т.ч. для экспорта.
Сухопутный «Гермес» предназначается для поражения бронетехники разных классов, стационарных сооружений, надводных целей и т.д. Дальнобойная ракета позволит атаковать объекты на большой глубине обороны, а современные ГСН должны обеспечивать высокую эффективность удара. Комплексы подобного рода уже имеются у зарубежных армий и подтвердили свои широкие возможности.
Воздушные носители
Первые испытания комплекса «Гермес-А» осуществлялись с применением вертолета Ка-52. В дальнейшем появлялись сообщения о возможности установки такого оружия на ударные, транспортно-боевые и транспортные вертолеты разных типов. Сообщалось о проведении испытаний с использованием машин Ми-28 и Ми-171. Также новое оружие могли получить штурмовики семейства Су-25.
Согласно сообщениям последнего времени, основными носителями «Гермеса-А» в нашей армейской авиации станут ударные вертолеты Ми-28Н(М) и Ка-52(М). Вертолеты серийных модификаций уже использовали новые ракеты на полигонах, также осуществлялись испытания в рамках сирийской операции ВКС.
Ка-52 с ракетами "Гермес-А"
В составе вооружения ударных вертолетов «Гермес-К» должен дополнять другие ракетные комплексы с менее высокими техническими и боевыми характеристиками. Он предназначается для атаки бронеобъектов, различных сооружений и т.д. Важной особенностью комплекса является возможность поражения целей из-за пределов зоны огня ПВО противника.
Морская модификация
Многоцелевой ракетный комплекс «Гермес-К» остается на стадии разработки и пока не демонстрировался публике. Он предназначается для установки на катера и корабли малого водоизмещения, нуждающиеся в легком и эффективном ударном средстве. Сообщалось, что такой комплекс будет использовать доработанную ракету с дальностью стрельбы до 30 км.
Целью для корабельного «Гермеса-К» станут различные береговые объекты противника и корабли малого водоизмещения. Ввиду ограниченных характеристик унифицированная ракета может эффективно поражать и уничтожать только цели водоизмещением до 100 т. Для поражения более крупных катеров и кораблей требуется попадание в ключевые элементы конструкции или использование нескольких ракет.
Компоненты авиационного комплекса
Флотская версия комплекса «Гермес» должна обеспечить усиление вооружений малых кораблей и катеров, которые невозможно оснастить более крупными и мощными ракетами. При этом будут обеспечены достаточно высокие боевые качества.
Долгожданная перспектива
В силу различных причин процесс создания нового межвидового ракетного комплекса затянулся. Однако промышленность не теряла времени и выполняла все необходимые работы, результаты которых теперь демонстрируются на выставках. Два варианта «Гермеса» из трех анонсированных уже готовы и проходят испытания; ожидается появление третьего.
Появление и массовое внедрение комплексов «Гермес» способно серьезно повлиять на возможности трех родов войск. В распоряжении сухопутных войск появится новое средство для поражения малоразмерных целей на значительных дальностях – некое подобие ПТРК с дальностью ОТРК. Армейская авиация дополнит свои арсеналы более эффективным оружием, а флот сможет поставить ракеты даже на небольшие катера.
Впрочем, разработчик и заказчик пока не уточняли, когда готовые многоцелевые комплексы пойдут в серию и поступят на вооружение. Ранее сообщалось о готовности модификаций «Гермеса» к производству, но оно до сих пор не начато. Как скоро удастся завершить все нынешние работы и когда армия получит новое оружие – большой вопрос. И наличие подобных систем у зарубежных стран делает этот вопрос еще острее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий