Сергей Горьков начал выступление с ретроспективы крупнейших технологических революций, происходивших в XX и XXI вв. Вопреки представлениям тех, кто считает сегодняшнее время самым динамичным с точки зрения развития технологий, серьезные фундаментальные открытия, которые высокими темпами переходили в производство, были сделаны в начале прошлого века. Период с 1900 по 1913 гг. отметился такими вехами, как конвейерное производство автомобилей, изобретение самолета братьев Райт, диода, открытие специальной теории относительности, сверхпроводимости и т. д.
Если сравнивать прогресс России за 100 лет, можно наблюдать, что в 1917 г. доля нашей страны в мировом ВВП составляла 7,4%, Россия занимала 1-е место в мире по углеводородам и экспорту зерновых и также 1-е место в мире по доле крупных предприятий. При этом наука была очень развита, о чем свидетельствует большое число нобелевских лауреатов из числа российских ученых.
В 2017 г. доля России в мировом ВВП снизилась до 3,2%, но страна сохранила 1-е место в мире по углеводородам и экспорту зерновых. Собственное машиностроение есть, но лишь как отголосок советского времени, в экспорте доля высоких переделов незаметна. Темпы развития науки несколько снизились, осталось только несколько фундаментальных научных школ, но значимых фундаментальных научных открытий нет, отметил Горьков.
По оценкам экспертов в 1917 г., если бы не случился Октябрьский переворот, через 10-15 лет могла занять 1-е место по доле в мировом ВВП. В 2017 г. Россия пропустила 3-ю промышленную революцию и стала потребителем, а не производителем технологий.
Частный капитал начинает активно интересоваться космической отраслью. Самым известным мировым образцом стала американская частная компания SpaceX, принадлежащая Илону Маску. В России функционирует Dauria Aerospace, которая производит малые космические аппараты нового поколения для дистанционного зондирования Земли. В это связи наиболее важный вопрос возникает с регуляторикой, а не с технологиями, во взаимоотношениях больших и малых игроков.
"Наша задача как института развития — построение цифровой платформы экономики России будущего, ключевыми элементами которой будут прорывные технологии. Для нас это блокчейн, квантовые и конвергентные технологии. Скорость их внедрения — ключевое условие сохранения лидирующих позиций России в построении цифровой экономики будущего", - сказал Сергей Горьков.
Искусственный интеллект, о котором часто говорят, - это часть большой конвергентной сферы, куда входят когнитивные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, IT. На основе конвергентных технологий уже создаются нейроинтерфейсы "человек - машина и киберфизические системы. К настоящему времени достигнуты результаты по лечению ранее неизлечимых болезней (борьба с параличом, восстановление после инсульта, управляемые силой мысли протезы). Среди значимых проектов в этой отрасли "Нейронное кружево", охватывающее большое количество нейронов (проект Илона Маска); датчики, имплантируемые в кору головного мозга для передачи данных (проект DARPA); картографирование человеческого мозга (проект Евросоюза), создание имплантируемых пакетов (проект DARPA).
По прогнозу Рэя Курцвейла, к 2031 г. многие люди добровольно станут киборгами, а из-за обилия имплантатов будет переосмыслен и сам термин "человеческое существо". Органы будут изготавливать машины в любой крупной больнице. Появятся компьютерные имплантаты с прямым подключением к мозгу и отдельным группам нейронов. Они будут способны наделить человека сверхспособностями: усилить восприятие, улучшить память, увеличить скорость реакции и сократить время обучения.
В России существует более 50 разрозненных групп, ведущих исследования по отдельным направлениям квантовых технологий. Многие мировые достижения сделаны благодаря российским ученым. К примеру, Михаил Лукин, основатель Российского квантового центра, руководит группой в Гарварде, создавшей программируемый 51-кубитный квантовый компьютер на холодных атомах. "Росатом" совместно с ФПИ создает технологии обработки информации на основе сверхпроводящих кубитов.
Блокчейн - еще одна передовая технология, позволяющая существенно сэкономить средства и повысить эффективность. У ВЭБа уже есть опыт внедрения нескольких проектов на технологии распределенного реестра. Горьков отметил, что все они сейчас успешно развиваются. За 2017 г. ВЭБ запустил блокчейн-проекты с Росреестром, ДОМ.РФ, Пенсионным фондом, Роспатентом. Один из последних – проект, позволяющий вести учет лекарств в Новгородской области.
Сергей Горьков отметил, что в 2018 г. ВЭБ также начал реализацию 50 блокчейн-проектов именно с коммерческими предприятиями. Среди них нефтяные, транспортные и торговые компании. По его словам, до конца года перед ВЭБом стоит задача отработать технологию использования блокчейна в гозакупках и полноценно внедрить ее в этой сфере.
"Сейчас мы реализуем порядка 8 проектов. Есть большие и маленькие проекты в самых разных отраслях. Сейчас все эти проекты очень успешно развиваются. Мы видим, что использование технологии блокчейн в закупках дает очень хороший эффект, и он достаточно масштабируемый. Можно говорить о сотнях миллиардов рублей экономии", — рассказал глава "Внешэкономбанка".
Важно ставить конкретные задачи. Пример 1967 г. показывает, что если есть фокус на конкретные области, то они развиваются. Тогда СССР сформировал новые отрасли и вышел в технологические лидеры в космосе, атомной энергетике, микроэлектронике, биотехнологиях. Ускоренными темпами развивались тяжелое, энергетическое и электротехническое машиностроение, химическая промышленность, приборостроение. Удержаться в мировых экономических лидерах помешала начинающаяся сырьевая зависимость.
http://www.vestifinance.ru/articles/101697?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий