воскресенье, 3 июля 2016 г.

Пятое поколение подлодок в России появится раньше, чем ожидалось

В отечественных СМИ - военная сенсация. На 10-12 лет раньше изначально запланированного срока в России начнут строить неатомные подводные лодки пятого поколения.


Информационное агентство РИА "Новости" со ссылкой на высокопоставленный источник в Военно-морском флоте РФ сообщило, что в 2018 году в России будет заложена головная лодка проекта субмарин пятого поколения "Калина". Произойдет это на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. Источник агентства уточнил, что проект "Калина" должен быть удачным.
Новость неожиданная и радостная. Еще недавно военные и эксперты, оценивая сроки начала серийного производства субмарин пятого поколения в России, говорили туманно "после 2025" или "после 2030" года. И в этом была своя логика, ведь основа подводного флота ВМФ РФ пока что - субмарина третьего поколения. ПЛ четвертого же начали массово поступать в строй относительно недавно.

Politrussia.com Примечание
По типу энергетической установки все подводные лодки сегодня делятся на две основные группы: атомные и неатомные. Самым мощным и, если можно так сказать, разнообразным (и атомные, и неатомным) подводным флотом в мире обладал Советский Союз. Большая есть часть, к сожалению, в 90-е годы была фактически уничтожена.
Возможностью строить атомные подлодки обладал (и обладает) на планете лишь узкий круг ведущих мировых держав. При этом, США и Великобритания сделали ставку исключительно на строительство АПЛ, главными преимуществами которых является возможность долгое время скрытно находиться под водой на значительной глубине, и мощный реактор. Поэтому, несмотря на простоту и дешевизну "дизелей", Вашингтон и Лондон от них отказались. Большая же часть стран мира долгое время развивала неатомные подводные лодки от "безысходности" - из-за невозможности строить атомные. Однако это привело к поразительным результатам. Считавшиеся "тупиковой ветвью эволюции" неатомные субмарины недавно фактически догнали по своим характеристикам своих "атомных сестер", демонстрируя прекрасные показатели по малошумности и маневренности (и будучи при этом в разы дешевле). В 2003 году шведская неатомная ПЛ "Готланд" уверенно одержала верх в учебных дуэлях над французскими и американскими атомными субмаринами.
Советский Союз, в отличие от США, как мы уже говорили выше, синхронно развивал атомный и неатомный подводный флот. Однако в развитии первого все же преуспел больше. Что же касается дизелей, то советским конструкторам удалось добиться от них прекрасных показателей по части акустики, но большой их проблемой оставалась автономность. В 90-е же годы по понятным причинам российские разработчики отстали от иностранных конструкторов неатомных ПЛ еще сильнее. Шведы, немцы и японцы уже вовсю применяли воздухо-независимые энергетические установки, а Россия вынуждена была делать ставку на весьма приличные, но устаревающие понемногу "Варшавянки".
Первым "проблеском" для наших корабелов стал проект "Лада" (экспортный вариант - "Амур"), совмещающий традиционные многочисленные преимущества российских "подводных дизелей" с новой воздухо-независимой установкой. Однако последняя, видимо, оказалась "сыроватой" - силовой агрегат не выдавал требуемой мощности.
Но теперь всем становится очевидно, что проблему с по-настоящему эффективной воздухо-независимой энергетической установкой на основе двигателя Стирлинга российские конструкторы решили. Иначе о столь резком "ускорении" реализации проекта неатомной субмарины пятого поколения не было бы и речи.
Сообщается, что принципиальным отличием российской "воздухо-независимой" подлодки от иностранных станет отсутствие необходимости возить с собой запас водорода. Он будет вырабатываться на борту в объеме, нужном для потребления.
Вооружена новая подлодка по предварительной информации будет прекрасно зарекомендовавшими и проверенными в реальных боевых условиях ракетами "Калибр".
Параллельно с неатомной "Калиной" российские конструкторы ведут работы над проектированием атомной подводной лодки пятого поколения проекта "Хаски". К 2018 году должен быть готов ее эскизный образец. Ее планируют изготавливать из принципиально новых материалов и вооружать гиперзвуковыми ракетами...
"Досрочный выход" на пятое поколение подлодок - очень важный показатель. Конечно, в российской науке сегодня - полным полно проблем. Спорить с этим просто бессмысленно. Однако разработки типа "Калины" демонстрируют то, что в качественном плане мы возвращаем себе ведущие мировые позиции в одной отрасли науки и техники за другой. Те, кто любил повторять за Гельмутом Шмидтом не очень умную фразу о "Верхней Вольте с баллистическими ракетами", теперь предпочитают держать язык за зубами...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru