Летом все информационные агентства облетела новость ставшая мгновенно сенсацией мирового масштаба. Глава корпорации выпускающей автомобили «Тесла» Илон Маск вдруг ни с того, ни с сего открыл и выложил в свободный доступ все имеющиеся у Теслы Моторс патенты. На фоне постоянных судов Эппла с Самсунгом не тему округлости корпуса или формы кнопок смартфонов новость была подобна извержению Везувия. Ведь столько сил, времени и денег было потрачено на получение пресловутых патентов и вот те на…
Меня, признаться, эта новость привела в полный восторг с одновременным непониманием мотивов. Казалось бы, Тесла умудрились, в отличии от той же Тойоты с их Приусами, сделать электрокар по сути в премиум сегменте. Наслаждайся успехом и «стриги бабло» на волне популярности. Так бы поступили большинство тактиков от мира технологий. Но гений Илона Маска и усилия его команды все ж таки далеки от простого зарабатывания средств и искать на поверхности ответ на вопрос, что же заставило руководство Тесла моторс принять такое спорное решение, оказалось не так просто. Хотя ответы оказались именно на поверхности. Как ни странно, но решение совершенно логичное и продиктовано абсолютно практичной точкой зрения.
Для начала нам надо немного понять, что же такое автомобиль выпущенный концерном Тесла Моторс. Краткий экскурс в историю автомобилестроения не помешает. В начале своего пути автомобиль имел как минимум три варианта развития по движущей силе:
1. Паровой двигатель. Здесь все очевидно, отсутствие перспектив развития и слабые параметры не позволили развиваться этому направлению.
2. Электродвигатель. Несовершенство аккумуляторных батарей и их большой вес не оставил шансов и этому направлению.
3. Двигатель внутреннего сгорания оказался наиболее перспективным и менее затратным на тот момент
Несмотря на это, все три направления одно время развивались параллельно и пытались наиболее соответствовать потребительским желаниям и чаяньям.
Существовало и четвертое направление, которое совершенно не получилось развитие, но тем не менее мы должны о нем рассказать. Итак, однажды сам Никола Тесла провел удивительный эксперимент. На глазах у публики и журналистов той эпохи, из автомобиля был вынут двигатель и помещена небольшая коробка. Затем автомобиль начал движение и продлилось это все, по свидетельствам очевидцев, не менее недели. На вопрос о том, что является движущей силой для автомобиля, Никола Тесла ответил «Эфир», чем поверг в шок присутствующих и породил очередной, за свою богатую на события жизнь, миф. Можем ли мы считать Илона Маска продолжателем традиций Николы Теслы? При всем уважении и признании неординарности Маска, но нет. Проект Тесла Моторс это, на мой взгляд, чисто коммерческий проект, направленный на зарабатывание денег и всемирного признания или авторитета. Все что будет заработано в этом проекте, я имею ввиду нематериальные активы, такие как, репутация, уважение, признание, наверняка будут направлены на создание чего то более грандиозного, чем самодвижущаяся коляска двадцать первого века.
Итак, почему же на мой личный взгляд, глава «Тесла Моторс» Илон Маск выложил в публичный доступ все имеющиеся патенты, а их был не один десяток. Лично я считаю, что человечество в лице автомобилистов и автоконцернов, как и в период становления автоотрасли, оказалось на эволюционной развилке. Если посмотреть тенденции последних лет, то четко прослеживатся вновь три направления.
1. Электродвигатели в чистом виде.
2. Электродвигатели и небольшой ДВС для подпитки аккумуляторов. Гибридная технология.
3. Водородная технология.
Большое преимущество Теслы оказалось и его недостатком. Имея совершенно безвредную для экологии технологию тяги на электромоторах, тем не менее есть и огромное технологическое ограничение в виде запаса хода. Тесла Моторс добились рекордных 300 – 400 километров хода на одной «заправке», но на этом практически и все. Дальше либо увеличивать вес и объем машины за счет большего объема батарей, либо изобретать термоядерную батарею. Руководство Теслы столкнулось с вопросами удобства эксплуатации. Создав в целом отличный автомобиль, напичканный электроникой и похожий на планшет на колесах, тем не менее он оказался не способен полноценно функционировать, как «автомобиль на каждый день». Практически отсутствует структура станций для подзарядки, хотя на данный момент идет процесс их строительства в максимально сжатые сроки. На пятки наступает и гибридные автомобиль, с гораздо большим запасом хода и удобством эксплуатации. Тут же и водородная технология демонстрирует колоссальные успехи и удобство использования. Серьезные игроки проводят не просто испытания прототипов, но и уже наладили выпуск водородных автомобилей, таких как Тойота Мирай, к примеру. И вот в этот момент Тесла Моторс делает стратегический шаг, открыв для всех желающих всю свою патентную базу. То есть на лицо попытка искусственного «направления в нужное русло» инженерно – технологической мысли. Ведь копирование гораздо проще, чем самостоятельное изучение и проведение многолетних испытаний.
Для успеха «Тесла Моторс» необходимо законодательно пролоббировать в США и других странах единый стандарт зарядных устройств и тогда удобство пользования автомобилем будет увеличиваться на порядки ежегодно. Инфраструктура «зарядных станций» вырастет сама по себе, ибо рынок наводнят электрокары, а спрос, как известно, рождает предложение. А именно, строительство «зарядных станций» было большой головной болью для руководства Тесла Моторс. Затратно, долго и маломаржинально для того, что бы бизнес начал вкладываться в подобное строительство. Но если есть спрос, если электрокаров станет на порядок больше и выпускать их будут десятки автопроизводителей, то сеть «заправочных станций» вырастет на всех магистралях США и недостаток электрокаров в виде щзапаса автономного хода практически сойдет на нет. Победит ли Илон Маск гибриды и водородную технологию покажет время, но на данный момент ход можно признать гениальным и выверенным.
Ход поистине стратегически выверен и был сделано очень вовремя, на пике популярности Тесла Модель S и перед самым выходом Тесла Модель X.
Ну и в завершение, почему я считаю, что Илон Маск делает этот проект в чистом виде коммерческим, а для души оставляет себе другие проекты. Тесла плотно и прочно закрепилась в мире электроавтомобилей в премиум сегменте и на место ее в данное время никто не претендует. Есть конечно разработки и представленные на выставка прототипы, но до серий им еще далеко. До Теслы электромобиль это был некий такой несуразный и непродуманный с точки зрения дизайна самодвижущейся повозкой. Производители никак не уделяли внимания именно экстерьеру, все это выглядело, если не уродливо, то крайне неоднозначно. Именно Тесла Моторс сделал электромобиль похожим на авто для ежедневного использования. Автомобиль получился крайне удачным с точки зрения экстерьера, не раздражает вычурностью, но и не уродец, есть ноты спортивности, но без перегибов.
Сейчас Тесла Моторс начнет активно увеличивать свое присутствие и в среднеценовом сегменте и таким образом вполне успешно займет свою нишу, как в свое время занял Эппл с Айфоном. У Теслы есть небольшой «запас времени» пока конкуренты раскачиваются и сомневаются в выборе технологии и пути развития. Главное, что бы это время не прошло, в изобретении разного рода электронных штучек для интерьера. Поэтому на данный момент я считаю автонаправление у Теслы наиболее коммерчески развитым, которое будет постоянно генерировать прибыль, если не в самой отрасли, так на биржах точно. А как мне кажется сам Илон Маск увлечен космосом и идеей изменить мир, через познание тайн Вселенной. Хотя может быть я и ошибаюсь…
http://cont.ws/post/212667
Комментариев нет:
Отправить комментарий