среда, 13 января 2016 г.

О мультфильме «Шрек»: Чему учит детей Голливуд?

С начала 90-х и по сей день отечественное детское кино и мультипликация переживают серьёзный кризис. Основная причина – отсутствие финансирования, что не позволило своевременно перейти на использование новых инновационных технологий. А это значит, мы начинаем терять своего юного зрителя.
Речь идёт не о кассовых сборах, а о сфере сознания, о традиционном советско-русском ценностно-моральном поле. Подрастающее поколение не воспринимает чёрно-белое кино и уже с трудом воспринимает изображение в формате 2D. Оно воспитывается в пришедшей из Голливуда 3D-системе информационного воздействия и предпочитает старым советским мультфильмам современные, красочные, компьютерные. И это постмодернистский выбор – выбор формы передачи информации более реалистичной и, как шутили юмористы, «легко усвояемой»! Но самое главное – это то ценностное содержание детских сказок, которые преподносит нам голливудская и диснеевская кино- и мультипликационная поточно-конвейерная индустрия. Рассмотрим один из таких популярных американских мультфильмов.

Рыночная сделка вместо подвига
История зелённого огра Шрека, экранизированная Голливудом в виде полнометражного мультфильма, на протяжении почти 15 лет приковывает к себе внимание детей и многих взрослых всего мира. Фильм снят по мотивам детской сказки «Шрек» американского писателя У. Стейга, изданной в 1990 г. Надо отметить, что голливудское прочтение книги, как это часто бывает, весьма отличается от оригинала. Поэтому в данной статье речь пойдёт именно о голливудской интерпретации «Шрека».
Главной функцией, предназначением любой сказки, фольклорной или авторской, является воспитание и социализация подрастающего поколения. Она была придумана нашими предками, чтобы в доступной форме донести до ребёнка правила и ценности жизни общества, выработанные в процессе исторического развития народов.
Тысячелетней историей сказок в культурном опыте человечества закреплено представление о добре, зле и их персонификациях. Традиционно в сказках народов мира силы добра – это, во-первых, жертвы какого-либо рода несправедливости: наиболее беззащитные и уязвимые, хрупкие и нежные создания – небольшие зверьки (как правило, травоядные), дети или девушки и т. д., которые попадают в беду по чьему-то злому умыслу; во-вторых, их защитники – отважные благородные богатыри, рыцари, принцы и т. д.; в-третьих, помощники жертв несправедливости, униженных и угнетённых – звери, птицы, добрые феи, волшебники.
Зло – это, во-первых, всякого рода нечисть, имеющая мало сходства с человеком. Самым ярким представителем этого рода негативных персонажей является дракон (Тугарин-змей, Змей-Горыныч). Во-вторых, асоциальные элементы – разбойники, пираты. В-третьих, представители сильных мира сего – короли/цари и королевы/царицы (последние, как правило, злые мачехи). Вспомним также, что и Кощей Бессмертный тоже относился к этой категории, нося царский титул. И наконец, злые волшебники и волшебницы, которые могут выступать в сказке в качестве главной отрицательной силы или быть чьим-то помощниками.
В «Шреке» присутствуют все эти традиционные сказочные персонажи, но их функции прямо противоположны мировой сказочной традиции.
Как в известной песне «стало чёрное – белым, белое – чёрным». Добрая фея оказывается коварной интриганкой, которая стремится из корыстных побуждений женить своего сына на принцессе; её сын – красивый принц – глупым и алчным. Кот в сапогах до знакомства с главным героем Шреком вообще работает… киллером! Зато злой дракон оказывается драконихой, к тому же весьма симпатичной и очень любвеобильной!
Очень смущает странный персонаж, которого можно увидеть во всех фильмах про Шрека – крупный мужчина-трансвестит. Вероятно, тем самым авторы хотели отразить чувство толерантности к секс-меньшинствам, которым, судя по всему, американцы очень гордятся. И эту ценную установку Голливуд хочет привить детям всего мира!
Перевёрнутые герои. Главный герой — огр по имени Шрек.
В русских переводах фильма Шрек назван великаном. На самом деле, никакой это не великан, а огр. В русском фольклоре таких персонажей нет, однако огры весьма распространены в германском фольклоре.
Огры представляют собой сниженный образ человека: они тупы, иногда не владеют речью, нечистоплотны, вооружены большими дубинами, обладают выдающейся силой и прожорливостью. Хотя огры живут семьями и у них могут рождаться дети, зачастую они проявляют сексуальный интерес к человеческим женщинам, т.е. отличаются похотливостью.
В отличие от людей, которым огры противопоставлены, эти существа никогда не имеют собственного имени: даже у циклопа из «Одиссеи», аналога огра, не было имени. Полифем означает по-гречески «всем известный». Герою мультфильма имя, однако, даётся, при этом весьма зловещее: Шрек происходит от немецкого der Schreck «страх, ужас, отвращение».
Шрек – злой и грубый великан-огр, мизантроп, ненавидящий также животных, живущий на болоте. Мотивацией его подвигов становится не зов сердца, не благородные побуждения – нет, а типичная рыночная проблема – земельный вопрос, возникший в связи с притязаниями короля на его участок.
Его «волшебный помощник» — Осёл
Обязательным персонажем классической сказки является волшебный помощник — животное (конь, птица) или мифическое существо (Морозко, фея). С исторической точки зрения, волшебный помощник — это то существо, в которое после пребывания в загробном мире символически перевоплощался инициируемый, что давало ему свойственную данному животному или духу силу. С точки зрения психологии, волшебного помощника можно рассматривать как персонифицированную способность героя, которую тот использует для прохождения испытаний.
В «Шреке» роль волшебного помощника играет Осел. Символика осла прозрачна. Со времён античности осел в европейской культуре олицетворял материально-телесный низ, то есть всё самое плохое, что есть в человеке: глупость, невежество, упрямство, отсутствие чести, похоть (вспомним «Метаморфозы» Апулея, басни Эзопа).
Эта символика не может интуитивно не считываться даже самыми маленькими зрителями «Шрека». И если в огре мы находим сниженный образ человека, то в осле мы находим сниженный образ волшебного помощника, персонификацию отрицательных черт героя, а не положительных.
Принцесса Фиона — принцесса-огр
Принцесса Фиона, женская половинка Шрека, тоже не совсем человек: она заколдована и каждую ночь превращается в огра. Кроме того, Фиона находится в башне, которую охраняет дракон. Мотивы колдовства и заточения чрезвычайно важны для понимания образа принцессы, ведь в «Шреке» принцесса заколдована и заточена в башню нехарактерным для классической сказки образом.
Заколдованный персонаж в классической волшебной сказке олицетворяет структурное нарушение целостности психики — некоторое повреждение, в результате которого человек вынужден вести себя гораздо хуже, чем мог бы. Немецкая исследовательница Мария-Луиза фон Франц сравнивает состояние колдовских чар в сказке с состоянием невроза: «люди, оказавшиеся во власти невроза, обычно страдают от постоянного внутреннего конфликта и имеют пагубные склонности и по отношению к самим себе, и по отношению к окружающим» (М. Л. фон Франц, «Избавление от колдовства в волшебных сказках», из-во Класс, 2007.). Таким образом, снятие с персонажа заклятия есть преодоление его поврежденности, возвращение герою утерянного человеческого облика.
Но в «Шреке» всё совсем не так. Снятие заклятия с Фионы ведёт не к преображению, а к её окончательному падению. Поскольку в классической сказке вид животного, в которое оборачивается человек, указывает на обуявшие им инстинкты: превращение в осла говорит о необузданной похоти, в птицу — о склонности человека к излишней мечтательности, в медведя или тигра — о неконтролируемой агрессии, разрушительном гневе. В «Шреке» мы находим превращение Принцессы в огриху, что говорит о её регрессе к низшим, примитивным формам существования — о её добровольном отказе быть человеком.
Образ зла — привлекательная Дракониха
Заслуживает внимания и фигура дракона. Мотив похищения девушки драконом широко распространен в мифологии и восходит к древнейшему обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод, обычно реке, от разливов которой зависело выживание людей (Нил, Хуанхэ), — позднее этот дух стал персонифицироваться в образе дракона. В какой-то момент человечество отказывается от человеческих жертвоприношений, но память об обычае — а вернее, о его преодолении — сохранилась в фольклоре.
Героем становится уже не дух-похититель (Змей Горыныч), а тот, кто освобождает похищенную девушку (Иван-царевич). Дух-похититель, наоборот, демонизируется — отсюда отождествление Дьявола с драконом, которое в христианской традиции восходит к «Апокалипсису» Иоанна Богослова.
В «Шреке» же мы, неожиданно для себя, обнаруживаем привлекательный образ дракона. Дракон оказывается прекрасной девушкой. И здесь важна не только лесбийская подоплёка (ведь в классической сказке дракон похищает девушку для того, чтобы жениться на ней), важно объявление дракона привлекательным персонажем.
Отныне кровавое, демоническое, лишающее жизни начало, с которым человечество боролось и в муках побеждало, становится интересным и заманчивым. И если огр Шрек — это сниженный образ человека, то привлекательная дракониха — это возвышенный образ сатаны.
Нельзя не сказать несколько слов и о самом монархе – карлике-садисте. Желая жениться на прекрасной принцессе, он заключает сделку с огром – последний спасает девушку из лап дракона, а в обмен получает своё болото. Всё чётко – рыночная сделка вместо подвига! И король, и Шрек считают такую систему отношений приемлемой и естественной. Таковы правила сказок эпохи современного капитализма!
Примечательно, что знакомство с королём начинается с подземелья его замка, в котором палач пытает пряничного мальчика, окуная его в горячее молоко! Но это же сказка для современных детей, поэтому, чтобы они не успели испугаться и посочувствовать несчастному мучному мученику – в ход идёт шутка. Пряничный мальчик, у которого король отломил ножки, кричит: «Только не трогайте пуговицы – они из глазури!». Эффект – смех в зрительном зале. И это был детский смех над несчастным сказочным, но живым существом, который подвергался пытке! Но это не единичный пример. Смерть отца принцессы – жабьего короля (кстати, положительного персонажа) превращается в какой-то фарс, предсмертная агония представлена в качестве смешных кривляний амфибии с выпучиванием глаз, высовыванием языка! Из фильма в фильм повторяется красочный эпизод, когда принцесса Фиона состязается в пении с птицей, берёт очень высокую ноту, под воздействием этих звуков несчастное пернатое надувается и… от него остаются только лапки и облачко дыма. Но птичку не жалко – в зрительном зале звучит детский смех! Всё снова превращено в шутку. Создатели фильма вполне осознанно программируют именно такую реакцию у аудитории на жестокость.

За что Фиона полюбила Шрека?
Но за какие же качества принцесса Фиона полюбила Шрека? Не за освобождение из лап дракона, поскольку принцесса была намеренно заточена в пещеру, чтобы появился принц-герой, который пробудил бы своим подвигом в ней чувства и снял бы с несчастной злые чары. Шрек объяснил принцессе, что она – условие сделки с королём. Не за силу и доблесть. Когда на Шрека, Фиону и их спутников, Осла и Кота в Сапогах нападают в лесу разбойники, именно принцесса, прекрасно владеющая приёмами восточных единоборств, спасает всю свою мужскую компанию. Не за хорошие манеры – Шрек груб с принцессой и невоспитан.
За что же? Судя по всему, за то, что он родственная раса, он – огр! Огровские порядки гораздо ближе принцессе – она любит, как и Шрек, похрустеть запеченной крысой, надувать жаб и змей по образу воздушных шариков. Поэтому когда решается мировоззренческий выбор принцессы – быть человеком и выйти замуж за короля или остаться с грубым, неотёсанным огром – она предпочтёт последнее.
Зрители аплодируют! Уточним, огры – это страшные существа, которые наводят ужас на всё живое и не брезгуют человеческим мясом. Вспомним: излюбленный коктейль Шрека украшает в качестве вишенки человеческий глаз! Вообще, настораживает то обстоятельство, что немногочисленные человеческие персонажи в этом многосерийном мультфильме (за исключением, пожалуй, матери Фионы) даже не просто отрицательные – они – главные злодеи, угрожающие жизни всего сказочного сообщества (король, принц, Румпельштильцхен)!
Так какие же ценности воспитывает в ребёнке эта сказка? Какой жизненный выбор он должен сделать? Быть огром или человеком?
Аморальное «воспитание»
В первых трёх сериях, увы, в действиях и поступках главного героя мало чего гуманистического и созидательно-поучительного. Но в четвёртой части «Шрек навсегда» прослеживаются некоторые изменения в идейной концепции фильма. На сей раз главный герой Шрек становится перед выбором – кем быть – злым огром, которого все боятся или же принять правила человеческого общежития. После сложных испытаний, Шрек делает выбор в пользу второго. Причём этот мировоозренческий выбор не ограничивается принятием человеческих семейных ценностей и дружеских отношений, у Шрека появляется гражданская позиция! Он предстаёт в совершенно не свойственном ему ранее качестве – в роли революционера, борца за права не только своего народа – огров, но и всего сказочного сообщества, попавшего под гнёт тирана Румпельштильцхена. Причём здесь перед Шреком будет стоять ещё один выбор – личное счастье и спасение собственной жизни или же победа в борьбе с монархом-поработителем! И опять наш герой принимает благородное решение – умереть во имя спасения общего дела! Прекрасное превращение свершилось: огр стал человеком – любящим отцом и мужем, другом, гражданином своей сказочной страны!
Но всё же трудно сказать, что четвёртый фильм анимационной эпопеи «Шрек», в корне меняет всю идейную концепцию фильма. Смысловая инверсия сказочных персонажей, а значит и традиционных ценностей, которые они выражают, так и осталась. На дне рождения детей Шрека праздничный торт готовят сказочный мужчина-трансвестит и волк в чепчике съеденной им бабушки. А главного героя выводят из состояния душевного равновесия вполне безобидные в нашем, повторюсь, традиционном представлении персонажи – три поросёнка, которые съели абсолютно всё угощение для гостей и один очень наглый мальчик, который просил своего отца заставить Шрека издать рычание огра.
Причём этот ребёнок совершенно не подвергается в мультфильме никакому осуждению за своё весьма неучтивое поведение по отношению к взрослым. Отец мальчика готов любым путём удовлетворить его каприз… Такое поведение Голливуд, вероятно, считает образцовым. Может быть, это чувство толерантности к ребёнку, но если говорить с точки зрения здравого смысла, это воспевание аморальности. Ведь этот фильм предназначен для детей!
Интересен и финал фильма. Злодей Румпельштильцхен пойман и томится в клетке, а на его глазах был убит его любимец и единственный друг – гусь, который никому ничего плохого, в отличие от своего хозяина, не сделал! Казнь совершила главная положительная героиня принцесса Фиона, взяв ноту запредельной частоты, от чего несчастную птицу разорвало! Маленькие огрята, дети Фионы и Шрека, были в восторге! После чего все сказочные существа стали прыгать, валяться на радостях в грязи… Словом, «хэппи энд»!
Как же не хочется, чтобы наши дети прошли через систему воспитательных уроков Голливуда. Не хочется, чтобы и наши русские поучительные добрые сказки проходили через голливудско-диснеевский конвейер, а этот процесс, увы, начался… Но рынок выдвигает жёсткие правила конкуренции, а нашему современному детскому кино и мультипликации, увы, пока практически нечего противопоставить. Хочется грустно констатировать «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Итак, что мы имеем в сухом остатке?
В основе «Шрека» лежит идея не развития, а регресса. Если классическая сказка даёт модель преодоления заклятия (оно же — одержимость человека страстью), то Шрек даёт обратную модель — подчинение человека своей собственной страсти, т.е. модель разложения личности.
В качестве главных героев, т.е. тех героев, с которым будет себя ассоциировать юные зрители, выступают пассивные, безвольные персонажи. Их прототипами являются огры — сказочные существа, олицетворяющие добровольный отказ человека от развития.
В «Шреке» перевёрнута полоролевая структура психики, то есть детям даны модели поведения героев, несвойственные их полу. Фиона не только отличается отсутствием женских качеств — скромности и мягкости, но проявляет абсолютно мужское поведение (вспомним сцену с разбойниками). А дракон вообще оказывается женщиной. Кстати, если рассматривать классическую сказку с позиции психоанализа, дракон олицетворяет отрицательную часть мужской души — чрезмерную маскулинность, которую мужчине необходимо побороть в себе, чтобы достичь гармонии. О чем же говорит дракон женского пола? Видимо, о том, что Шрек сам не знает — мужчина он или женщина (очень актуальная проблема в связи с «открытием» на Западе в последние 15 лет сразу нескольких гендеров).
Мультфильм предлагает взглянуть на зло с положительной стороны как на нечто привлекательное, интересное и глубокое. «К твоему сведению, — говорит Шрек Ослу, — огры не так просты как кажется… огры — многослойны».
Всё это постмодернистское варево только на первый взгляд кажется безобидным. В «Шреке» есть одна тема, которая хотя и отодвинута на второй план, но твёрдо проводится авторами. Речь идёт о ненависти ко всему живому: мультфильм начинается с того, что от утренних гигиенических процедур Шрека гибнут рыбы в водоеме; Шрек и Фиона по очереди ловят лягушку и змею и надувают их; Фиона жутким образом расправляется с птичкой, а затем жарит яичницу из яиц, которые та высиживала.
Такие сцены не только травмируют детскую психику, но и учат маленького человека насилию и жестокости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru