четверг, 6 августа 2015 г.

Константин Калинин: опережая время


Самолет К-1 поднялся в воздух в июле 1925 года. Вскоре его создатель – Константин Калинин – стал одним из самых знаменитых и перспективных авиаконструкторов в мире. Сегодня его имя незаслуженно забыто. А ведь некоторые идеи Калинина, в частности, схема «летающее крыло», легли в основу современной сверхзвуковой авиации.
К-1: первый пассажирский
Сложно поверить, что первый советский пассажирский самолет К-1 был дипломным проектом будущего авиаконструктора. Кстати, это второй случай в истории авиации, когда студент полностью спроектировал самолет и внедрил его в серийное производство. Первым был знаменитый Игорь Сикорский. 
При этом Константин Калинин предложил совершенно новую конструкцию для того времени – самолет с оригинальным эллиптическим крылом. Такая схема позволяла повысить боковую устойчивость машины, снизить энергию двигателя, что обеспечивало высокую скорость и дальность полета.

Авиационными специалистами всего мира создание эллиптического крыла оценивалось как прорыв в авиастроении. Теоретическое обоснование такой конструкции дал известный немецкий физик Людвиг Прандтль. В 1923 году приоритет Константина Калинина в разработке конструкции такого крыла был подтвержден патентом.
Самолет К-1

В апреле 1925 года были проведены государственные испытания самолета К-1, которые показали, что машина удовлетворяет всем требованиям к пассажирским самолетам. С летчиком и тремя пассажирами на борту самолет достигал скорости более 160 км/ч и потолка 3000 метров.
К-1 стал первой отечественной пассажирской машиной, рекомендованной к серийному производству. И хоть в серию он так и не вышел, на базе К-1 были созданы следующие, не менее значимые, самолеты: К-2, К-3 и К-4.

Триумф Калинина
В начале 30-х годов прошлого века авиастроение активно развивалось, авиаконструкторы всего мира соревновались в создании новых типов самолетов. В это время Константин Калинин взялся за проектирование летательного аппарата, основным материалом для которого стал надежный кольчугалюминий.
Самолет К-2

Испытания нового самолета К-2 состоялись летом в 1927 году. Машина успешно доказала, что способна перевозить трех пассажиров на расстояние 1000 км со скоростью 165 км/ч.
В конце того же года Калинину поступил следующий заказ: Российское общество Красного Креста дало задание на создание санитарного самолета.
«Санитарка» К-3 была спроектирована в рекордно короткий срок – всего за два с половиной месяца. При этом в ней были применены уникальные для того времени конструктивные решения: удобные лежачие места для двух больных, пространство для врача и его оборудования, бортовая система водоснабжения с подогревом и другие, по тем временам, продвинутые решения.
Позже калининское КБ усовершенствовало свою «санитарку», и в дальнейшем она выпускалась уже под маркировкой К-4. Этот самолет впервые в заводской практике было решено строить серийно, причем уже не только как санитарный, но и как пассажирский. В то время у нас в стране в качестве гражданских самолетов использовали в основном дорогие иностранные машины.
К-4 доказал, что ничем не уступает им. В июне 1928 года он вместе с новым немецким самолетом «Меркур» успешно участвовал в перелете Харьков–Москва, а в августе того же года полетел по сложному маршруту Тифлис–Кутаиси–Гагра–Туапсе–Краснодар.
Самолет К-4

Калининский К-4 обрел поистине мировую славу: про него написал известный авиационный журнал «Флайт», назвав Константина Калинина одним из известнейших авиаконструкторов в мире. К-4 также завоевал главный приз Берлинской выставки – Золотую медаль.
К-5: флагман гражданского флота
В 1930 году завершились госиспытания новой калининской разработки – самолета К-5. При полезной нагрузке 1600 кг машина могла лететь с максимальной скоростью 198 км/ч.
Причем для взлета и посадки ему не нужны были большие оборудованные аэродромы: К-5 взлетал с разгоном всего 100 метров, а для посадки машине нужно было 140 метров. Расстояние, на которое К-5 мог перевозить восемь пассажиров с экипажем из двух человек, составляло 800 км. С учетом всего этого, новый отечественный пассажирский самолет оказался намного лучше зарубежных машин и сразу был рекомендован в серийное производство.
Самолет К-5

Всего за четыре года было выпущено более 300 самолетов К-5 в различных модификациях. Он стал флагманом гражданского флота СССР, а его создатель – конструктор Константин Калинин – был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
«Летающая крепость» Калинина
Но главным проектом в жизни Константина Калинина можно назвать громадный самолет К-7. Эта «летающая крепость», как его иногда называли, по своим техническим решениям опередила время на несколько десятилетий.
И здесь Калинин применил свою «фирменную» конструкцию – схему «летающее крыло». Огромный К-7 представлял одно крыло размахом 53 метра и площадью 454 квадратных метра.
К-7 проектировался как многоцелевой самолет. Его пассажирский вариант был рассчитан на 128 пассажиров, и по этому показателю наш К-7 опережал немецкий самолет DО-Х, который был рассчитан на перевозку 100 пассажиров. Военный вариант К-7 мог нести до 16,6 тонны бомбовой нагрузки или 112 парашютистов с соответствующим вооружением.
В 1934 году были заложены два гиганта К-7, однако вскоре работы были приостановлены под предлогом того, что стране не нужны сверхмощные самолеты. Калининское КБ активно работало и над другими, передовыми для своего времени проектами: реактивный самолет с дельтообразным крылом малого удлинения и пороховым зарядом К-15, высотный самолет-разведчик К-16 с потолком 11 000 м и бомбардировщик дальнего действия К-17 с возможностью нести 4 тонны бомб на расстояние до 8000 км.
Однако в апреле 1938 года все разработки были приостановлены из-за ареста главного конструктора. 22 октября 1938 года Константин Калинин был осужден «за подрыв советского самолетостроения» и на следующий день расстрелян. В 1955 году авиаконструктор был посмертно реабилитирован.
Технические решения Калинина опередили свое время на много десятилетий вперед. Калининские самолеты, выполненные по схеме «летающего крыла», стали прототипом сверхзвуковых самолетов будущего. Порой они были слишком смелыми для советского авиапрома.
По материалам официального сайта КРЭТ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru