воскресенье, 2 августа 2015 г.

Почему ВДВ это «войска дяди Васи»



Он вошел в историю наших Вооруженных Сил как самый яркий командующий «крылатой пехотой», наиболее мобильного, молодого и перспективного в современных условиях рода войск. Именно при нем советские Воздушно-десантные войска вышли на лидирующие мировые позиции по таким показателям, как боевая мощь, выучка, оснащенность, высочайший моральный дух. Об этом человеке нельзя не вспомнить в год 80-летнего юбилея ВДВ. Речь идет о генерале армии В. Ф. Маргелове.
Есть военачальники, чья известность в мирное время зиждится лишь на том, что им тогда-то и тогда-то поручалось руководство округами, главкоматами, штабами оперативно-стратегических объединений, управлениями центрального аппарата Минобороны. Есть и иные люди при больших звездах на погонах – их не только хорошо знают в армии, они пользуются огромным авторитетом и в ратном сословии, и в народе. К числу таких военных деятелей, чьи имена доселе окружены легендами, принадлежал Василий Филиппович Маргелов. Возглавляя Воздушно-десантные войска на протяжении в общей сложности 23 лет, он внес огромный вклад в воссоздание, становление и развитие ВДВ – недаром их по сей день называют «войсками дяди Васи».

По свидетельству бывшего начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР Маршала Советского Союза В. Г. Куликова, Маргелова уважали не только в частях и соединениях «голубых беретов», но и в других видах и родах войск ВС. Он заслужил такое отношение к себе незаурядной храбростью и отнюдь не показным мужеством, новаторским подходом к доверенному делу. Впрочем, Василий Филиппович был весьма популярен и за пределами родной страны – в среде коллег-профессионалов из армий зарубежных государств. Американские офицеры-десантники, например, считали советского генерала главным десантником в международном масштабе и выражали ему свое высочайшее почтение.
Тем не менее писать о Маргелове непросто. Одних только публикаций в СМИ и справочных изданиях о нем – почти две сотни. Вот почему хотелось бы избежать повторений и не хотелось бы лепить образ во всем идеального человека, что, прямо скажем, нелегко. Ведь звание Героя Советского Союза Василий Филиппович получил не к какому-то юбилею, а за личную отвагу и командирское мастерство на Великой Отечественной войне, за победы, одержанные в дерзко и смело проведенных боях. Здесь, кстати, нельзя не отметить, что характер у «дяди Васи», несмотря на личную скромность, был независимый. Потому свои взгляды на развитие ВДВ он отстаивал смело (чего, на мой взгляд, сегодня не всегда хватает иным нынешним военным руководителям) и, будучи уверенным в своей правоте, защищал правильную, по его мнению, точку зрения, невзирая на недопонимание вышестоящего начальства и осознание того, чем это могло обернуться для него лично.
Но если уж вспоминать о том времени, необходимо задаться вопросом: откуда оно шло – недопонимание, а порой и непонимание? Дело в том, что в пору Великой Отечественной воздушно-десантные соединения использовались главным образом как обычные стрелковые и на счету «крылатой пехоты» было всего две крупные операции – под Вязьмой в ходе Московской битвы (зима 1942-го) и при форсировании Днепра (осень 1943-го). Десантники проявили в них героизм и самопожертвование, но конечные результаты оказались, мягко говоря, неутешительными.
Генерал-фронтовик Маргелов, одним из первых военачальников прозорливо заглянув за горизонт, пришел к выводу, что в современных операциях успешно действовать в глубоком тылу противника смогут только высокомобильные, способные к широкому маневру десанты. Он отказался от бытовавших ранее взглядов на удержание захваченного «крылатой пехотой» района, до того как к ней пробьются основные силы, методом жесткой обороны, ведь при таком подходе высадившимся грозит полное уничтожение.
…Родился Василий Филиппович в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина) в семье рабочего-металлурга 27 декабря 1908 года (9 января по новому стилю). В этой связи по инициативе ветеранской общественности ВДВ 2009 год был объявлен Годом генерала Маргелова. Удивительно, но не совсем привычную для русского слуха фамилию будущий легендарный военачальник «получил» по ошибке. Когда его принимали в партию, не шибко грамотный чиновник, выписывая партбилет, в фамилии «Маркелов» звук «к» воспринял как «г». То есть как услышал, так и записал.
Жизнь не баловала подростка. После окончания церковно-приходской школы какие только профессии ему не довелось освоить: и чернорабочего, и грузчика, и плотника, и разносчика почты, и кожевника, и коногона на шахте. Но из-за проблем со здоровьем от этой работы он вынужден был отказаться и уехал в Белоруссию, где стал лесником в леспромхозе. Не один десяток верст ежедневно отмахивал и на лошади, и на лыжах. Пришлось и браконьерам противостоять, и угодья защищать. Но вскоре злоумышленники на своей шкуре познали, каков новый лесник. На его участок они посягать не решались.
В сентябре 1928 года Василия Маргелова призвали в ряды РККА и направили учиться «на красного командира» в Минск, в ОБВШ – Объединенную белорусскую военную школу, позднее переименованную в Минское военное училище. Уже на втором курсе отличник учебы снайпер Маргелов был назначен старшиной пулеметной роты. Вскоре она вошла в число лучших в школе.
В апреле 1931 года, с отличием окончив училище, он получает назначение в Могилев, в полковую школу 99-го стрелкового полка 33-й стрелковой дивизии. В таких школах в частях Красной армии готовился младший комсостав. А в 1932 году в военной биографии Маргелова отмечена первая попытка подружиться с небом. Он поступил в летную школу в Оренбурге, но пришлось ее покинуть досрочно. Небесная стихия примет его в свои объятия позже, уже в десантных войсках…
С 1933 по октябрь 1936 года Маргелов – на командных и преподавательских должностях в Минском военно-пехотном училище имени М. И. Калинина. Сохранилось фото того периода, на снимке – преподаватель Минского военного училища старший лейтенант В. Ф. Маргелов. С октября 1938 года он в звании капитана командует 23-м стрелковым полком 8-й стрелковой дивизии имени Ф. Э. Дзержинского Белорусского Особого военного округа. Затем некоторое время возглавлял разведку этой же дивизии.
В «незнаменитую войну» с Финляндией (1939–1940) Василий Филиппович командовал отдельным разведывательным лыжным батальоном 596-го стрелкового полка 122-й дивизии. В ходе одной из операций Маргелов взял в плен офицеров шведского Генерального штаба (официально Швеция оставалась нейтральной, но «добровольцы» из этой и ряда других стран участвовали в войне на стороне Финляндии).
В богатейшей ратной биографии «дяди Васи» есть малоизвестный и не совсем типичный эпизод. В суровую осень сорок первого года майор Маргелов командовал 1-м Особым лыжным полком… Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Помните ежедневные многоверстные лыжные дозоры в бытность Василия Филипповича лесником в Белоруссии? Известно, что моряки к «чужакам» всегда относились настороженно. Но убедившись в высочайшем уровне военной подготовки, в богатейшем боевом опыте командира, морпехи безоговорочно посчитали его своим. И в знак особого расположения обращались к нему по-флотски: «Товарищ капитан третьего ранга».
Да и сам Маргелов проникся уважением к традициям отваги, удали и боевого братства «братишек». Забегая вперед, скажем: после войны, уже будучи командующим ВДВ, он добился, чтобы десантники, как и морская пехота, родившаяся еще при Петре I, получили право носить тельняшки.
После сражений на Ладожском озере некоторое время находился в госпитале. Потом снова в действующей армии: командир полка, начальник штаба дивизии, комдив. Помимо участия в боях на Ленинградском фронте воевал на Северо-Западном, Сталинградском, Южном, 4 и 3-м Украинских фронтах. Когда отгремела война, Маргелова направили на учебу в Академию Генштаба. Он успешно окончил ее в 1948 году с такой аттестацией: «Дисциплинированный, волевой, решительный и в строевом отношении хорошо подготовленный генерал. Обладает усидчивостью и напористостью в работе. Здоров. Политически и морально устойчив. Скромный в быту и хороший товарищ».
И вот после окончания академии он уже командир не стрелкового соединения, а 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии. За два года генерал-майору Маргелову удалось добиться немалых успехов в боевой подготовке ее личного состава, и поэтому ему доверяют командование 37-м гвардейским воздушно-десантным Свирским Краснознаменным корпусом, дислоцировавшимся на Дальнем Востоке. Именно Маргелова, самого молодого из пяти комкоров в ВДВ, обладавшего помимо боевого опыта аналитическим умом, командующий этими войсками генерал-полковник А. В. Горбатов, уходя на повышение, порекомендовал на свое место.
Василий Филиппович занял новый ответственный пост 31 мая 1954 года. Но в дальнейшем в его послужном списке были и взлеты, и падения. Однажды Маргелова несправедливо понизили в должности, но потом вернули обратно. Причем министр обороны СССР Маршал Советского Союза А. А. Гречко признал, что наказали генерала Маргелова несправедливо. Однако в интересах дела Маргелов никогда обид не высказывал, а главное – не поступался принципами.
О принципиальности командующего ВДВ говорит хотя бы такой факт. Вскоре после назначения на эту должность он настоял на замене своих вчерашних коллег-комкоров более молодыми генералами, выпускниками Академии Генштаба. Так что не у всех отношение к Маргелову было однозначным. Тем более что он постепенно уволил в запас заплывших жирком «стариков», избегавших прыжков с парашютом. Им на смену пришли энергичные командиры совсем иного возраста, прыгавшие наравне со всеми.
«Тот, кто ни разу не покидал самолет, откуда города и села кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не поймет чести и гордости десантника», – писал Маргелов. В этих словах звучит юношеская романтика, которой наш «десантник № 1» никогда не был чужд.
Уже стали легендой такие эпизоды из «маргеловской эпохи» ВДВ, когда на первые десантирования экипажей внутри боевых машин десанта (БМД) Василий Филиппович отправил одного из пяти своих сыновей – Александра. Именно в нашей стране впервые в мире с военно-транспортного самолета Ан-12Б на парашютно-платформенных средствах была сброшена БМД-1 с двумя членами экипажа на борту – командиром майором Александром Маргеловым и механиком-водителем подполковником Леонидом Щербаковым. Это произошло 5 января 1973 года. Разработка и поступление в войска новых образцов техники и вооружений – это тоже неоспоримая заслуга командующего.
В интересах повышения боеготовности и боевой выучки личного состава ВДВ генерал армии В. Ф. Маргелов много сделал, когда с января 1979 года работал генеральным инспектором Генеральной инспекции СССР. В этой структуре, подчинявшейся министру обороны, Василий Филиппович курировал Воздушно-десантные войска. Он жил жизнью своих любимых ВДВ, часто бывал в командировках, поддерживал тесные связи с людьми. И непосредственно пестовал будущих офицеров-десантников, будучи председателем государственной экзаменационной комиссии в Рязанском воздушно-десантном училище. Василий Филипповича ушел из жизни в 1990 году…
В знак признания особых заслуг «десантника № 1» перед Отечеством Министерство обороны РФ учредило в 2005 году медаль «Генерал армии Маргелов». Ею награждаются военнослужащие, ветераны и лица гражданского персонала и Воздушно-десантных войск за добросовестную службу и личный вклад в укрепление и развитие этого рода войск.
По собственному опыту знаю: в наши дни очень многие, особенно молодые люди хотели бы побольше узнать о прославленном «десантнике № 1». В Центральном музее Вооруженных Сил есть экспозиция, посвященная генералу армии Маргелову. Есть такие экспозиции и в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Музее истории ВДВ в Рязани, музее «Крылатая гвардия» в Екатеринбурге, в Днепропетровске, а также в частях ВДВ и в домашнем мемориальном кабинете-музее Маргелова. Музей находится в Москве, в квартире, где Маргелов-старший прожил почти двадцать лет. «Главный хранитель» здесь – его сын, Герой России полковник запаса Александр Маргелов. Он подвижник патриотического воспитания молодежи, активно участвует в общественных мероприятиях. Вот и недавно мы встретились на 10-летнем юбилее газеты «Побратим», которая широко освещает афганскую и десантную тематику. Как всегда, Александр Васильевич был там в центре внимания.
А внук генерала – известный политик Михаил Маргелов возглавляет Комитет Совета Федерации по международным делам. Я хорошо знаю Михаила Витальевича и как политолога. Он выпускник Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (Институт стран Азии и Африки), защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук. Занимается проблемами безопасности страны на государственном, политическом и дипломатическом фронтах.
«Десантники – это люди, которые могут стать седыми или остаться вечно молодыми в памяти людей». Эти слова Героя Советского Союза генерала армии В. Ф. Маргелова в полной мере можно отнести и к нему самому. Именно таким он остается в людской памяти. Сегодня у него достойные наследники и в семье, и в войсках.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru