понедельник, 2 февраля 2015 г.

Обзор ситуации на Донбассе с высоты птичьего полета. Январь 2015



Несколько месяцев такие обзоры перестали выходить в виду отсутствия активных действий на фронте. Январь 2015 года стал пробуждением от долгой спячки, вызванной в первую очередь невозможностью сторон достигнуть свои цели силой по итогу летней кампании 2014 года. ВСУ уже не могло, а ВСН еще не могло достигнуть военного решения украинского кризиса в свою пользу.
Военная реформа
В первую очередь обе стороны начали реформировать свои вооруженные силы, потому что к концу активной фазы боевых действий в сентябре стало очевидным, что существующая система их построения не оптимальна и не соответствует тем задачам, которые они призваны решать.

ВСН
Фактически в сентябре основная масса вооруженной силы Новороссии составляли «ополченцы», которым удалось захватить некоторое количество военной техники у ВСУ, а также кое чем «разжиться» на Востоке. Главная проблема заключалась в «местечковости». Части формировались по местному признаку, брали на себя некий район ответственности и «кормления». Проявив себя неплохо в обороне эти части были непригодны в наступательных действиях, что показали бои в ЛНР и ДНР. Все успешные наступательные операции обеспечили не распиаренные полевые командиры и их подразделения, а никому неизвестные (в миру) части.  Две-три мотострелковые бригады, которые закончили формирование и обучение в течение лета, стали прообразом будущей армии Новороссии. По их образу и подобию стали переформировывать «ополчение». Все перипетии этого процесса повторять не буду (в свое время на эту тему сказано было очень много). В конечном итоге «махновщина» была поборота в ДНР и сильно ослаблена в ЛНР. К началу 2015 года армия ВСН состояла из 12-15 номерных мотострелковых бригад численностью 1.5-1.8 тысяч человек.
ВСУ
В августовских и сентябрьских боях ВСУ (вооруженные силы Украины) понесли значительные потери ЛС (личного состава) и техники. Многие штатные бригады были разгромлены и фактически стали небоеспособны. Третья волна призыва фактически была сорвана и руководство армии пошло на реформы. В составе армии было 32 батальона территориальной обороны, укомплектованных преимущественно из состава добровольцев и сотен Майдана. Но у них практически не было тяжелой техники. В ВСУ была техника (после ремонтов), но был большой некомплект ЛС. Для быстрой доукомплектации механизированных и танковых бригад, было принято решение влить часть батальонов ТО в состав бригад ВСУ. До 15-17 батальонов было таким образом «израсходовано». Из оставшихся было решено создать «легкие части» - мотопехотные бригады (пока засветилось ТРИ), воздушно-десантные (пока ОДНА + ОДНА формируется), артиллерийскую бригаду. Таким образом, к началу возобновления боевых действий ВСУ фактически восстановили численность своих штатных бригад и создали пять новых частей бригадного типа. Но в армии, как следствие летних потерь появились и слабые места: офицеры и техника. Значительная часть кадровых офицеров была потеряна за летнюю кампанию. Тем более в новых частях руководящие должности занимали офицеры запаса, зачастую не соответствуя занимаемой должности. С техническим обеспечением армии (относительно лета) ситуации стала намного хуже. Большая часть техники с которой ВСУ вступили в войну была либо потеряна, либо повреждена. Полностью восстановить ее боеспособность в виду ряда причин стало невозможно. Техника третьей очереди, по сути, не является боеготовой. Именно с этим багажом проблем ВСУ вступило в зимнюю кампанию.
Политические изменения
Серьезные изменения произошли и на политическом фронте. В ЛДНР были проведены выборы, что легитимизировало власть в глазах населения Новороссии, что позволило Москве создать жесткую вертикаль на местах. Выборы, проведенные в это же время в состав киевского парламента, не смогли убрать фактического двоевластия. Партия «мира» Порошенко и партия «войны» Яценюка так и не смогли получить контроль над парламентом. Весь конец осени и зиму кризис нарастал, выплеснувшись при первых поражениях на фронте в противостояние. Вторая половина января это время, когда обе партии чуть ли не открыто готовятся к схватке, обвиняя друг друга во всех провалах на фронте и в «тылу». Очень вероятно, что эта схватка состоится в феврале, что может стать концом нынешнего состава киевского режима.
Негативные изменения произошли для хунты и на международной арене. Единый антирусский фронт начал трещать. Провалилась попытка поджечь границы России (Азербайджан, Армения). Европа, входя в рецессию, все чаще стала действовать не заодно с США. Последние выборы в Греции и вовсе стали для ЕС шоком. Теперь во весь рост для Европы главной стала не проблема Украины, а проблема единства ЕС. Таким образом, Украина стала второстепенным вопросом, который к тому же очень негативно сказывается на экономике.
Во второй половине января новая позиция США и вовсе расстроила сторонников Майдана. Дело запахло откровенным «сливом» «революции гидности», а заодно и революционеров. Главной причиной столь резкого разворота США стала неспособность хунты обуздать коррупцию и свои собственные аппетиты.
Экономическая ситуация
Украина
А с экономикой на Украине все очень плохо. Каждый месяц безостановочного падения экономики государства, делает позиции хунты внутри страны все слабее и слабее. Если летом им прощалось все (лишь бы все это быстрее окончилось). Осень показала насколько экономически шатко положение киевского режима. Быстрое ухудшение уровня жизни большей части населения привело к первым социальным акциям.
Очень сильно подняло и организовало протестное движение невозможность официального Киева решить бытовые проблемы жителей. Веерные отключения света стали настоящим испытанием для власти.
Закрытие заводов, перевод их работы в неполный режим работы стал уже настоящим бичом Украины. В январе стали закрываться «флагманы» украинской промышленности (например завод «Южмаш»). Безработица и невыплата заработной платы в госсекторе, подъем коммунальных платежей в несколько раз, создали в обществе очень взрывоопасную ситуацию. А тут еще и ДЕФОЛТ выглянул из-за угла и уверенно двинулся в сторону Украины.
Можно долго рассказывать населению и миру сказки о том, что все это следствие войны, но как по мне, главной экономической составляющей кризиса на Украине есть жадность и тупость хунты. Абсолютное отсутствие навыков хозяйствования и паталогическая жадность ее членов привели к тому, что Украина в декабре беднела со скоростью 3.16 МЛРД. ГРИВЕН в ДЕНЬ.
В итоге - все очень плохо и дальше будет только хуже
Новороссия
Здесь все еще хуже (пока). Потому как Донбасс является зоной ведения боевых действий. Правда, в декабре-январе наметились и положительные тенденции в виде начала выплат пенсий и зарплат бюджетникам. «Серые схемы» поставок на Украину угля позволили обратно загрузить работой шахты и снять напряженность по заработной плате шахтеров. Ну и, наконец, выплаты денежного довольствия военнослужащим ВСН позволило многим семьям ополченцев вести относительно сносное существование (насколько это возможно на войне).
В итоге – все еще хуже чем на Украине, но появилась надежда и положительные тенденции (если бы еще обстрелы окончились…).
Ситуация на фронте
Как бы там ни было, будущее Украины и Донбасса будет решаться на фронте (тут уже ничего не поделаешь). Если невозможно разрешить политические и экономические проблемы миром, то начинаются войны. Так и в войне на Донбассе. Мирный процесс Минск-Астана был сорван с легкой руки США и украинской партии войны. Невозможность найти выход из того тупика в который себя загнала украинская олигархическая власть вынудила ее вновь прибегнуть к военным действиям.
Война началась на Рождество (как обычно на большой церковный праздник). Хунта к войне готовилась и даже начала, но оказалась к ней не готова. Очень часто подсчет количества штыков и бронемашин обманчив. На бумаге у Вас 232 тысячи солдат, а на главную наступательную операцию удается еле-еле наскрести 500 человек (донецкий аэропорт).
Один этот эпизод показывает ту степень развала, в который скатились ВСУ за время перемирия. Можно укомплектовать части ЛС и оружием, но передать им боевой дух и веру в победу, когда их нет и взять неоткуда - невозможно. А на бумаге у Вас 232 тысячи солдат и тысячи единиц военной техники, большая часть из которой небоеспособна. А значит удивляться можно не самому факту поражения ВСУ в январских боях, а беззубости этой военной машины, которая летом была достаточно грозной. Фактически 2 батальонные тактические группы ВСН при подавляющей поддержке артиллерии и отрядов ополченцев смогли не просто навязать бой в несколько раз более крупной группировке в Дебальцево, но и фактически ее обескровить. После взятия под контроль ключевых высот, судьба дебальцевской группировки хунты уже предрешена. Но это будет уже в феврале, как и много другое.
Выводы
Россия прочно захватила инициативу в украинском противостоянии с США в свои руки. Попытки в январе купировать проблему при помощи терактов по мирным кварталам и автобусам с целью восстановить единый антироссийский фронт провалились. А мирные пути стабилизации ситуации, на которые уповает Киев сегодня, были им же самим отброшены началом варварских бомбардировок мирных городов Донбасса. Еще осенью путь хунты был предначертан (я много внимания посвящал этому вопросу). И пока она идет по нему. В небытие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru