Генеральная прокуратура начала массовые проверки магазинов на предмет завышения цен. В то время как оптовые цены на большую часть продуктов особо не изменились, некоторые розничные магазины уже продают еду в 2-2,5 раза дороже:
http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-562005/
Полагаю, приказ о начале таких проверок идёт с самого верха — пару недель назад Сергей Иванов прямо поставил прокуратуре задачу, следить за ценами на бензин, продукты и лекарства:
http://www.rg.ru/2015/01/12/biznes-site.html
Можно ли считать, что государство нагло лезет в действия рынка, мешая здоровому бизнесу устанавливать справедливые цены на товар? Ведь, казалось бы, никто не мешает покупателям «голосовать ногами», выбирать для покупок магазины, где цены ниже…
http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-562005/
Полагаю, приказ о начале таких проверок идёт с самого верха — пару недель назад Сергей Иванов прямо поставил прокуратуре задачу, следить за ценами на бензин, продукты и лекарства:
http://www.rg.ru/2015/01/12/biznes-site.html
Можно ли считать, что государство нагло лезет в действия рынка, мешая здоровому бизнесу устанавливать справедливые цены на товар? Ведь, казалось бы, никто не мешает покупателям «голосовать ногами», выбирать для покупок магазины, где цены ниже…
На самом деле, нет, заряженные вдвое цены на продукты не являются справедливыми и, по сути, не являются рыночными. Объясню на примерах.
Ещё пример, из задачника для юристов. Цитирую:
http://lawshelp.ru/comments.php?DiscussionID=718
У Кузьмина тяжело заболела жена, находившаяся в доме отдыха. Мужу срочно пришлось туда ехать. Поскольку денег на дорогу у Кузьмина не было, он обратился к соседу с просьбой одолжить ему необходимую сумму. Сосед деньги дать отказался, но предложил, чтобы Кузьмин продал ему свой цветной телевизор. Причем, используя тяжелые обстоятельства, в которых оказался Кузьмин, сказал, что купит телевизор за половину его стоимости. Кузьмин был вынужден пойти на эти условия. Через несколько месяцев, когда жена поправилась, Кузьмин обратился в суд с просьбой признать сделку недействительной.
Рыночные отношения? С точки зрения дикого либерализма — да. Не хочешь, не продавай свой телевизор, никто не заставляет. С точки же зрения закона это так называемая вынужденная сделка. Цитирую статью 179 ГК РФ:
Сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Кузьмин имеет полное право обратиться в суд и, вернув соседу деньги, получить свой телевизор обратно.
Хорошо, скажете вы, но ведь магазин не заставляет никого покупать. Не хочешь, не покупай, иди в соседний магазин, верно?
Вот ещё пример. Допустим, мошенник орудует в людном месте, продавая какой-нибудь полудохлый утюг стоимостью в 100 рублей за 2000 рублей. Приседает на уши прохожим с репликами типа «вам сегодня повезло, обычно этот утюг стоит у нас 8 тысяч, но только сегодня у нас рекламная акция, скидка 75%».
Честная ли это торговля? Очевидно, нет. Честная сделка — это сделка, от которой выигрывают обе стороны. Если покупатель получает за 2 тысячи рублей товар стоимостью в 100 рублей, который, вдобавок, не нужен ему и даром — это уже разновидность грабежа.
Вместе с тем, можно справедливо отметить, что прохожих никто не заставлял покупать утюг. Более того: первые 50 прохожих, к которым подошёл жулик, послали его куда подальше, и только 51-й, наконец, беспомощно вынул кошелёк и расстался со своими деньгами. В чём тут жульничество?
Жульничество заключается в том, что значительная часть людей не может отвечать за свои действия. У пожилых людей, например, часто есть болезни, из-за которых у них не получается трезво оценивать окружающую среду. Большое количество людей обладает слабой волей и не может возражать напористому продавцу. Наконец, любой может устать, заболеть или, скажем, войти в шоковое состояние.
Вот, допустим, у молодого человека первая любовь. Он принёс девушке цветы, подержал её за руку и поцеловал её. Юноша идёт по улице и ничего не соображает от счастья. В этой ситуации он вполне может поговорить с жуликом «на автомате» и очнуться уже дома, без денег в кармане, но с утюгом в руке.
Таким образом, уличным жуликам не нужно нападать на тех, кто им сопротивляется. Им достаточно опросить сто людей, и из этой сотни наверняка надётся парочка беспомощных жертв, у которых можно будет чисто и без шума вытянуть их деньги. По сути, получается тот же грабёж — но без выворачивания карманов, ударов по голове и прочих некрасивых действий.
Вернёмся теперь в магазины. Мы уже обсуждали раньше, в России есть масса обществ совместных покупок. На специальных сайтах люди собираются и покупают оптом, допустим, несколько мешков отборного картофеля по 12 рублей за килограмм. После чего наслаждаются дешёвой картошкой, презрительно посматривая на соседний «дешёвый» гипермаркет, в котором такая картошка продаётся вчетверо дороже.
Таким образом покупают одежду, обувь, косметику, всякое разное. Получается дёшево и, что парадоксально, гораздо лучше по качеству — так как организаторов совместных покупок качество волнует значительно сильнее, чем менеджеров по закупкам в торговых сетях.
Так вот. Можно ли считать, что раз у людей есть внятная альтернатива гипермаркетам, цены в гипермаркетах справедливые?
Нет. Тут у нас тот же самый случай, что и с утюговым мошенником. Гипермаркету не надо обманывать каждого первого. Гипермаркету надо расположиться на удобном месте и пропустить через своё чрево пару миллионов человек. Из этой пары миллионов большая часть что-нибудь да купит — по той цене, которую супермаркет сочтёт для себя наиболее выгодной.
Обратите внимание: в России, как и в других развитых странах, действует правило, согласно которому купленный товар можно обычно в течение двух недель вернуть в магазин, чтобы получить деньги обратно. Это сделано специально, чтобы дать жертвам хоть какой-то шанс сопротивляться агрессивному маркетингу. Вполне очевидно, что если бы современная система торговли была честной, разрешать возвраты не было бы никакого смысла.
Подведу итог
Честная сделка — это сделка, от которой выигрывают обе стороны. Если вы платите соседскому мальчишке 100 рублей, чтобы он принёс вам бутылочку воды из магазина, пока вы играете в домино с друзьями, это честная сделка. Вы покупаете воду втрое дороже, но зато получаете её «с доставкой». Если вы платите египтянину за бутылочку воды 50 долларов, так как вокруг вас пустыня, а в гостиницу вы вернётесь только через несколько часов, это нечестная сделка. И если вы платите в магазине за бутылочку воды 100 рублей, хотя средняя цена по городу — 30 рублей, это тоже нечестная сделка.
Порядочный бизнес живёт на добавленной стоимости. Он берёт деньги за то, что делает какую-то работу для клиентов. Непорядочный бизнес живёт на отнятой стоимости. Грабит покупателей, пользуясь тем, что те не могут сопротивляться маркетингу и рекламе. Подробнее я писал об этом вот здесь:
http://fritzmorgen.livejournal.com/56703.html
Таким образом, контролировать цены торговых сетей однозначно надо. К идеальному рынку эти цены не имеют никакого отношения — как не имеют никакого отношения к рынку цены фармкомпаний, которые легко могут продавать лекарства в 100 раз дороже их себестоимости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий