вторник, 4 ноября 2014 г.

Конец минского формата

Москва не только признала выборы в Новороссии, но и готова пойти дальше по пути денонсации Минских соглашений. Вопрос в том, как на это будет реагировать Киев
Выборы в ЛНР и ДНР признаны состоявшимися, и местные избиркомы уже огласили их итоги. Как и ожидалось, сюрпризов не произошло — нынешние руководители республик Игорь Плотников и Александр Захарченко сохранили свои посты.
Конечно, лидеры Новороссии пытаются делать вид, что выборы соответствовали минским соглашениям, однако делают это как-то неуклюже. «В Минске мы подписали документ о том, что мы сможем провести на нашей земле свободные выборы. Никакой даты там не было указано, никаких форматов, — объяснял Александр Захарченко. — В Минском меморандуме — я его подписывал и я его читал — не указано четко, что это должно быть именно по украинскому законодательству». На самом деле там все указано — пункт 9 гласит, что выборы должны пройти «в соответствии с Законом Украины “О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей”».

На это и упирают США и ЕС, называя выборы незаконными и не соответствующими Минским соглашениям. «Единственные законные местные выборы на востоке Украины будут проведены 7 декабря, как предписано законом о специальном статусе, подписанным президентом  Порошенко для частей Донецкой и Луганской областей, и в соответствии с протоколом, который сепаратисты подписали вместе с Украиной и Россией в Минске, в Белоруссии, 5 сентября», — говорится в заявлении представителя Белого Дома Марка Строха. Аналогичной позиции в отношении выборов придерживается и Евросоюз. «Я считаю, что сегодняшние «президентские и парламентские выборы» в Донецкой и Луганской «Народных республиках» являются новым препятствием на пути к миру в Украине. Голосование является незаконным и нелегитимным, и Европейский Союз их не признает», — заявила Верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини.
Впрочем, в позиции Запада не было ничего удивительного, и мировые СМИ ждали реакцию России. Все гадали, исполнит ли Москва свое обещание признать выборы. И к утру 3 ноября выяснилось, что российское руководство слово держит. «Выборы в Донецком и Луганском регионах прошли в целом организованно, при высокой явке избирателей. Мы уважаем волеизъявление жителей Юго-Востока. Избранные представители получили мандат для решения практических задач по восстановлению нормальной жизни в регионах», — говорится в заявлении российского МИД. Некоторым российским радикалам, считающим себя патриотами, такой формулировки было мало, они требовали использовать названия «ЛНР и ДНР», а также слово “признание”. Между тем, в переводе с дипломатического на русский язык само использование термина «выборы» в заявлении без кавычек и приставки «псевдо» уже означает, что Кремль считает происходившее голосование именно выборами, со всеми вытекающими.
В Москве отдавали себе отчет, что в вопросе признания Россия останется одна. Понятно, что ни одна страна (если только это не международный изгой или слабое государство, планирующее продать свой голос подороже) выборы в Новороссии не признает. Однако тут Россию ждал приятный сюрприз, который был преподнесен Пекином. Китайцы выборы, конечно, не признали (иначе могли бы возникнуть проблемы с Тайванем), однако их формулировка оказалась весьма интересной. Представитель МИД КНР Хуа Чуньин заявил лишь об уважении « суверенитета и территориальной независимости Украины» и выразил надежду на то, чтобы «сложившихся обстоятельствах все стороны смогут поддерживать режим прекращения огня… сохранять сдержанность и следовать начатому диалогу… действовать сообща, чтобы содействовать политическому разрешения конфликта».
Понятно, что китайцам за такой вариант «непризнания» ничего не будет — Запад удовлетворился подобной формулировкой и обратил весь свой гнев на Москву, обвинив ее в намеренном срыве Минских соглашений. «Так называемое „голосование“, организованное лидерами сепаратистов в „Донецкой и Луганской народных республиках“, углубляет конфликт в Восточной Украине и будет иметь серьёзные последствия для дальнейших отношений международного сообщества с Россией».
«Особо беспокоит то, что данные „выборы“ сопровождаются продолжающимся вторжением российских войск на территорию Украины», — предупреждает МИД Литвы (прибалтийские государства, как известно, исполняют в ЕС роль самых жестких критиков России, которым позволено делать достаточно радикальные заявления и не стесняться в выражениях). Немцы же выступили более конструктивно, призвав Москву ограничиться лишь заявлением российского МИД и не идти дальше по пути отказа от минского формата. «Надеюсь, что Россия, помимо официальных заявлений, не предпримет ничего для того, чтобы использовать результат выборов в качестве повода к поощрению сепаратистов на деле продолжать свой путь к независимости», — отметил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
Однако эти надежды уже сейчас не оправдываются. «Подтвердив дееспособность власти, выборы придали ей легитимность, и мы, разумеется, будем с ней взаимодействовать, как с любой легитимной властью», — отметил первый замруководителя фракции Единая Россия в Госдуме Франц Клинцевич. Так, российские власти активно готовят регион к зиме и дальнейшему автономному существованию от Киева. В самое ближайшее время они обещают присоединить электросеть ЛНР к российской. Кроме того Москва намерена окончательно замкнуть экономики непризнанных республик (и без того тесно связанных с Россией) на себя. Вице-премьер России Дмитрий Рогозин уже заявил, что «продукция, произведённая на предприятиях ЛНР и ДНР, участвующих в промышленной кооперации с предприятиями РФ, не будет подвергаться замещению».
В свою очередь, власти непризнанных республик и России призывают Украину трезво взглянуть на сложившуюся ситуацию и начать переговорный процесс. «К диалогу мы с ними готовы, но ждем от них (украинских властей  — «Эксперт Online») адекватных, нормальных действий», — говорит Александр Захарченко. «С учётом состоявшихся выборов крайне важно предпринять активные шаги по налаживанию устойчивого диалога между центральными украинскими властями и представителями Донбасса в русле достигнутых в Минске договоренностей», — говорится в заявлении российского МИД. Некоторые российские политики выражаются более конкретнее и яснее.
«Вести диалог в Донбассе Киеву больше не с кем, а вести его придется», — отметил Франц Клинцевич. Однако Петр Порошенко на такой диалог не пойдет, поскольку тем самым он лишь легитимизирует новые власти Донбасса. Максимум на что он готов — это формат минских переговоров, где Александр Захарченко и Игорь Плотницкий присутствовали фактически как частные лица (не случайно их подписи под минскими соглашениями не были обозначены соответствующими должностями).Однако этот формат умирает.1 И теперь Киев должен определиться, что ему делать дальше — молча взирать на дальнейшее укрепление независимости Донбасса, попытаться устроить блицкриг или все же пересилить себя и начать переговорный процесс с избранными лидерами людей, которых украинские власти считают собственными гражданами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru