вторник, 15 октября 2013 г.

На страже Родины: спецназу ФСБ - 15 лет


15 лет назад в России был создан Центр специального назначения ФСБ. В единый кулак собрали группу "Альфа", "Вымпел" и Управление специальных операций. Тогда было много сомнений, но время показало правильность такого решения. С тех пор бойцы Центра специальных операций возникали в самые критические моменты борьбы с террористами и решали самые головокружительные задачи.
 
Тренировки спецназа ФСБ редко показывают по телевизору, и потому на такие детали мало кто обращает внимания: два бойца, забегая, наваливаются на потенциального террориста и прижимают его к креслу, чтобы обездвижить. У террориста в реальной жизни может быть и пояс со взрывчаткой, и граната, и бомба в руках. То есть офицеры Центра специального назначения и на тренировке готовятся к тому, чтобы пожертвовать собой ради спасения заложника. Опытные спецназовцы признаются: привыкнуть к опасности невозможно, сколько ни тренируйся.
"Заходишь в дверь — ступаешь в неизвестность. А там сидит какой-то нехороший человек, который стреляет в тебя тут же либо нажимает кнопку и вместе с тобой уходит на тот свет. Либо же он сидит где-то в соседнем доме, нажимает на кнопку — ты взлетаешь. Об этом многие не говорят, но это огромный повседневный подвиг", — отметил полковник, ветеран подразделения "Альфа" Центра назначения ФСБ России Виталий Демидкин.

Боевое крещение центра как единой структуры — это события в Дагестане 1999 года, когда туда вторглись банды Басаева и Хаттаба. Спецназовцы действовали совместно с армейской разведкой, ликвидировали снайперов подрывников, перекрывали пути проникновения банд.
Потом была операция в Чечне, захват заложников на Дубровке, в Беслане. Десятки операций, о которых вообще никто не знает, потому что они до сих пор засекречены. Даже ветераны редко что рассказывают о своей бывшей работе.
Оказывается, во время захвата заложников на Дубровке в Центре спецназначения была создана отдельная резервная группа, чтобы в случае необходимости вылететь в любую точку страны. Была тогда информация, что в регионах, возможно, готовится такой же захват, как в Москве. Но обошлось. А операцию в центре на Дубровке потом долго изучали западные спецназовцы, чтобы понять, как вообще можно освободить заложников в таких обстоятельствах.
"За всю историю подразделений "Альфа" и "Вымпел" ни один заложник не был уничтожен нами. Наш непреклонный принцип — уничтожать только противника. Если брать другие страны, борющиеся с терроризмом, то в их практике такое было. В нашей практике такого нет", — заявил Леонид Гуменный, в 1998-2007 годах — первый заместитель начальника управления "А" Центра специального назначения ФСБ России.
В Центр спецназначения ФСБ идет особый отбор — не только по физическим качествам, не только тех, кто хорошо дерется или стреляет, хотя среди бойцов много кандидатов в мастера и мастеров спорта. Главное все же — морально-волевые качества и мотивировка — зачем ты идешь в спецназ ФСБ.
Офицер центра знает: каждый день может оказаться тем самым днем, когда придется спасать человека ценой собственной жизни, как это было в Беслане, где спецназовцы выносили под огнем боевиков, детей из захваченной школы, — тогда погибли десять офицеров. Это были самые большие единоразовые потери за всю историю ЦСН ФСБ. Большинство офицеров были убиты выстрелами в спину. Террористы стреляли в них, когда они закрывали собой перепуганных детей.
"В этих офицерах есть что-то особенное. Они готовы рисковать своей жизнью. Они понимают, что могут погибнуть. Но они же не за льготами идут", — сказал полковник в отставке, ветеран центра Василий Верещак.
При этом в ЦСН ФСБ — огромный конкурс. Порой бывает, что из ста кандидатов отбирают одного. Те, кто остались, превращаются практически в универсальных бойцов. Сотрудники центра готовы действовать в любых условиях: в заснеженных горах, в лесу, высаживаться с вертолета, готовы штурмовать даже поезд метро, хотя, казалось бы, это вообще невероятная задача.
Кроме борьбы с террористами спецназ ФСБ задерживает и наркоторговцев, и коррупционеров, и вообще действуют везде, где нужна силовая поддержка оперативным службам.
При этом ЦСН ФСБ — это постоянно воюющее подразделение. Это сотни операции на Северном Кавказе, в которых принимают участие офицеры. Это десятки уничтоженных и захваченных главарей бандформирований. Это ЦСН ФСБ захватил в 2000 году Салмана Радуева, ликвидировал Арби Бараева, захватил Али Тазиева по прозвищу Магас, уничтожил Аслана Масхадова. Это спецназ ФСБ уничтожил Магомед-Али Вагабова — организатора терактов в столичном метро, и Саида Бурятского — идеолога северокавказских боевиков, и Абу Хавса — представителя "Аль-Каиды" на Севером Кавказе.
"Когда я уходил, у меня создалось такое впечатление, что я остался на каком-то перроне, надо мной горит фонарь, а перрон заснеженный. Вот поезд ушел, в котором я сидел, мне было хорошо, уютно, но я остался один на перроне и не знаю, что делать. Если бы сейчас предложили еще пойти служить, опять ездить на Северный Кавказ, в любое место, я с удовольствием пошел в любом качестве", — рассказал полковник, ветеран подразделения "Альфа" Виталий Демидкин.
"Это были лучшие годы в моей жизни", — признался Василий Верещак.
За 15 лет существования центра двадцать сотрудников были удостоены звания Герой России, из них одиннадцать — посмертно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru