Евгений Супер |
Сразу пять крупных предприятий, принадлежащих компании «Русал», будут закрыты в ближайшее время в связи с нерентабельностью. Об этом заявил владелец и одновременно генеральный директор компании Олег Дерипаска. По его словам, это вынужденная мера, вызванная ухудшением рыночной конъюнктуры и непрофессионализмом российского правительства. Кто больше виноват в сложившейся ситуации и чего ждать дальше — разбираем ниже.
Пикалёвский сценарий по всей стране
Уже до конца 2013 года будет остановлено производство на Надвоицком, Уральском, Богословском, Волховском и Волгоградском предприятиях. Об этом рассказал сам бизнесмен. Ранее сообщалось, что в этом году «Русал» планирует сократить выпуск продукции на 300 тыс. тонн по всей компании.
Собственно, для самих работников указанных заводов это едва ли стало новостью. Сотрудники Надвоицкого алюминиевого завода (Карелия) ещё весной приезжали в Москву с пикетом в надежде обратить внимание властей на своё бедственное положение.
Работники Богословского завода (Свердловская область) прошлой осенью провели серию голодовок в ответ на сворачивание производства. Да и на остальных предприятиях проблемы назревали долгое время.
Правда, руководство компании и местные власти тогда заверяли, что людей в беде не бросят и обеспечат им новые рабочие места либо трудоустройство на других предприятиях «Русала». Обещают и теперь, но люди отчего-то не хотят успокаиваться.
Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что местные власти озадачены не меньше самих работников. В некоторых случаях речь идёт о закрытии градообразующих предприятий, что неминуемо обернётся серьёзными социальными последствиями.
Так, например, в карельском посёлке Надвоицы проживает всего 8 тыс. человек, из которых почти 1500 работает на комбинате, и других крупных работодателей просто нет. Ранее работники комбината уже грозили перекрыть автотрассу, но были на время успокоены руководством компании.
Помимо того что в результате остановки производств почти одномоментно без работы останутся тысячи человек в разных уголках страны, негативный эффект будет усилен и неизбежным закрытием смежных и зависимых производств. Как правило, алюминиевые заводы являются крупнейшими потребителями тепла, а значит, их остановка грозит оставить без него целые города. Что особенно чревато в преддверии отопительного сезона.
Одним словом, бизнесмен анонсировал пять новых «Пикалёво» до конца года.
Почему так происходит
Дерипаска обещает, что года через четыре заводы, возможно, получится запустить вновь. В том случае, если мировые цены на алюминий вернутся на докризисный уровень. Сейчас они опустились ниже 1800 долларов за тонну, а для рентабельной работы необходимо хотя бы 2400 долларов. К сожалению, пока что предпосылок для такого роста нет.
Проблема уходит корнями в кризис 2008 года, когда резко сократилось мировое потребление металла и цены стали неумолимо снижаться. Мировые производители же не сократили выпуск, что привело к затовариванию рынка и ещё большему давлению на цены из-за превышения предложения над спросом.
К слову сказать, схожие проблемы испытывают не только предприятия Дерипаски, но и другие мировые производители.
Сам бизнесмен в создании критической ситуации винит не только кризис, но и неумелые действия российского правительства. «Удушение» промышленников стало следствием роста тарифов на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки, а также высокие процентные ставки по кредитам. Ну и вступление в ВТО тоже сыграло свою негативную роль. Учитывая темпы замедления российской экономики и неспособность правительства предпринимать реальные шаги для исправления ситуации, Дерипаска, видимо, и пришёл к решению о сокращении производства. По его словам, это вынужденная мера, необходимая для того, чтобы сохранить хотя бы пока ещё рентабельные производства Сибири.
Но есть шанс исправиться
Дерипаска не был бы Дерипаской, если бы, застращав власть, не предложил ей удобный для себя выход из ситуации. На этот раз он хочет, чтобы государство за свой счёт выкупало у него продукцию, не востребованную рынком, и складировало до лучших времён.
Такой подход не является новаторским и практикуется во многих странах применительно к разным ресурсам. Американское правительство в прошлом веке массово скупало у своих производителей гелий, который стал востребован в промышленных масштабах лишь сейчас, китайские власти субсидируют собственную алюминиевую промышленность.
Однако нельзя сказать, что наша власть не решает проблемы Дерипаски. Все мы помним случай в Пикалёве в 2008 году, когда предприятие именно этого бизнесмена запустило цепную реакцию, едва не превратившую город в аналог современного Детройта. Тогда вмешаться пришлось лично Путину, который сумел найти средства в бюджете на выплату долга работникам и обеспечил Дерипаске всевозможные послабления.
Позже аналогичная ситуация не раз возникала на других заводах «Русала»: помня о неприятном инциденте, власть шла навстречу олигарху, не доводя до перекрытия трасс.
Как мы видим теперь, все эти уступки лишь отсрочили неизбежное.
Кто же виноват больше
Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. С одной стороны, кризис на металлургическом рынке действительно ударил по производителям. С другой, например, «Норникель» как-то решает свои проблемы без постоянного шантажа государства. Кстати, сказать, «Русал» сейчас держится на плаву во многом благодаря получаемым дивидендам от «Норникеля», который сам переживает нелёгкие времена. Худо-бедно держится «Мечел», цены на продукцию которого упали не менее драматичным образом, однако же он ликвидирует в первую очередь производства за рубежом и избавляется от непрофильных активов.
Однако очевидно и то, что претензии Дерипаски к правительству тоже имеют под собой основание. Про тарифы, проблему «последней мили» и высокие процентные ставки, кажется, кричат все производители в голос. Но их то ли не слышат, то ли не слушают.
Поэтому кто виноват — вопрос хоть и важный, но не горящий в сложившейся ситуации. Куда важнее сейчас понять, что делать с останавливающимися заводами.
Дальше будет хуже
Плохо то, что проблемы Дерипаскиных предприятий не уникальны для российской экономики. Думаю, под его критикой подписались бы многие производители. Но хуже всего то, что никто не знает, как их решать в рамках существующей у нас системы.
Можно вновь спасти Дерипаску, но завтра за ним выстроится очередь из таких же жаждущих спасения, а на всех денег точно не хватит.
Можно отвернуться от него, сославшись на жестокость рыночных законов, — и бросить на произвол судьбы тысячи людей и их семьи.
Можно выкупить (как популярный вариант — отобрать) у него убыточные производства, но это тоже не решит проблемы. Во-первых, далеко не факт, что государство сможет управлять ими лучше, во-вторых, выкуп кусков, оторванных от системы, не имеет большого смысла.
Национализировать всё и сразу — это уже решение вне рамок действующей системы.
Очень интересно будет посмотреть, как ответит власть на вызов олигарха. Пока никакой реакции не последовало. А ведь это именно вызов: припомнить, когда крупный бизнесмен вот так прямо наезжал на правительство и требовал его спасать, — с ходу не получается.
Сегодня, по факту, простой российский олигарх создаёт прецедент массового закрытия градообразующих предприятий. Хотелось бы надеяться, что на этот раз удастся хотя бы компенсировать социальные последствия таких действий. Но тревожит, что это может стать началом лавинообразного «выбывания» моногородов, точечных решений на каждое из них уже не найдётся.
Решение же системное предполагает такой уровень реформирования самого образа жизни страны, что, очевидно, единственным толчком к ней может стать разве что именно лавина «Пикалёво».
Комментариев нет:
Отправить комментарий