На сирийско-турецкой границе более недели идут ожесточенные бои между курдским ополчением пешиерга и боевиками Джебхат ан-Нусры. Есть сообщения, что исламисты были вынуждены перебрасывать отряды из глубины сирийской территории на помощь своим коллегам. Счет убитых с обеих сторон идет на сотни.
День назад турецкие военные сообщили об отбитой попытке нескольких тысяч "сирийских контрабандистов" прорваться на территорию Турции. Контрабандисты, перемещающиеся тысячными отрядами - это, конечно, чушь. Гораздо более правдоподобно, что турецкие военные не дали боевикам-исламистам провести маневр через турецкую территорию. Союзники - они, конечно, союзники, но когда по твоей территории в открытую перемещаются неподконтрольные вооруженные формирования с неясными целями - тут поневоле забудешь о союзных отношениях.
В этой связи второй раз за последнюю неделю турецкое правительство вынуждено собирать экстренное заседание правительства.
Проблема турок понятна: с одной стороны они высказались за создание курдской автономии на территории Сирии. Об этом достигнута договоренность с сидящим в тюрьме лидером курдов Оджаланом, и под эту договоренность курдские боевые отряды несколько месяцев назад начали исход с турецкой территории. С другой стороны, турки поддерживают и исламистов, которые борются с режимом Асада, к свержению которого призывают лидеры Турции.
Война между курдами и исламистами вынуждает Турцию определяться - остаться в стороне просто невозможно, так как бои идут непосредственно на границе и периодически переплёскивают через неё. Призывать стороны к миру бесполезно - разногласия между курдами и ан-Нусрой
носят непреодолимый характер. Ан-Нусра желает построение исламского государства на территории Леванта, интерес курдов - в автономной или независимой курдской территории.
Сирийское правительство постепенно перехватывает курдов, уже практически в открытую гарантируя им по завершению войны решение вопроса с автономизацией северо-востока Сирии, создания курдской автономиии. Естественно, в составе Сирии. Для Турции такое развитие событий крайне нежелательно, так как это объективно превращает курдов опять в ее противников, и договоренности с Оджаланом теряют силу. Военные могут не простить Эрдогану очередной неудачи, а если и простят - авторитет его, и без того изрядно подмоченный майскими беспорядками в Стамбуле и Анкаре, вновь будет испорчен. Перед выборами 14 года такие провалы крайне нежелательны.
С другой стороны, открытая поддержка курдов для Турции будет означать осложнение отношений с радикальными исламистами, которые за последний год превратились в серьёзную и грозную силу. Джебхат ан-Нусра не очень скрывает, что исламисты Турции для неё лишь временные попутчики, и за истинных мусульман она их никак не воспринимает. В итоге Турция может помимо неясных отношений с курдами, которые вряд ли удовольствуются созданием сирийской автономии, может получить и жесткое противостояние с исламистами по всей своей юго-восточной границе.
Есть от чего проводить экстренные заседания - однако вряд ли на них будет выработано какое-либо приемлемое решение. Турецкая политика зашла в тупик, из которого выбраться крайне сложно. Как партнер, Турция подорвала доверие в отношениях со всеми своими соседями. Слишком явно она приняла сторону противников Сирии в ситуации, когда сами противники представляют из себя непримиримый клубок противоречий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий