Waran Project
Смотреть оригинал
Смотреть оригинал
Корвет «Бойкий», ВМФ РФ
Во время Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге представителям редакции проекта WarAn удалось обсудить перспективы отечественного кораблестроения с рядом высокопоставленных представителей Объединённой судостроительной корпорации, в том числе с вице-президентом ОАО «ОСК» Игорем Григорьевичем Захаровым и начальником департамента государственного оборонного заказа Анатолием Федоровичем Шлемовым. Предлагаем вниманию читателей WarAnотчёт по итогам этих бесед.
ЗАКЛАДКИ НОВЫХ КОРАБЛЕЙ
Российское государство, осознавая насущную потребность модернизации и восстановления мощи Военно-морского флота, смогло обеспечить стабильное финансирование основных кораблестроительных программ. Во многом благодаря этому отечественной промышленности в целом и ОАО «ОСК» в частности удалось решить целый ряд стоявших перед ней проблем. От длительного и тяжёлого освоения строительства головных кораблей новых проектов промышленность постепенно переходит к строительству серийных кораблей. Предполагается, что в 2013 г. будет заложено два атомных подводных крейсера, три корабля класса корвет/фрегат, а также два крупных вспомогательных корабля.
В конце июля этого года будет заложена третья по счёту многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885. Она будет строиться по модернизированному проекту Ясень-М. Уже известно, что корабль получит название «Новосибирск». В декабре этого года будет заложен очередной, пятый по счёту, атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955. Он станет вторым кораблём, который будет построен по модернизированному проекту 955А.
Будут заложены восьмой по счёту корвет типа «Стерегущий», который также будет строиться по усовершенствованному проекту 20385, четвёртый и пятый фрегаты проекта 11356 для Черноморского флота. Начнётся строительство нового судна связи и нового судна
тылового обеспечения океанской зоны.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ
Уже началась работа по формированию Государственной программы вооружения (ГПВ) на период с 2016 по 2025 гг. Её реализация должна обеспечить требуемый темп обновления военной техники, в том числе военно-морской. При этом новая ГПВ должна определить баланс между количеством, качеством и темпом поступления в Вооружённые силы вооружения и военной техники, а также обеспечить стабильную смену поколений кораблей.
Как сказал Игорь Захаров, работа над новым поколением кораблей различных классов в проектно-конструкторских бюро ОАО «ОСК» уже развернута. Эти корабли будут принципиально отличаться от существующих проектов более высоким уровнем информационного обеспечения, размещением на борту высокоточного оружия, большей степенью автоматизации и меньшей численностью экипажей. Широкое применение найдут также роботизированные средства и модульные подходы к проектированию.
Сложившаяся в настоящее время структура цены, определяющая весьма низкую долю стоимости собственно корпуса в общей стоимости корабля (порядка 10-15%, по словам представителей ОАО «ОСК»), позволяет предлагать новые архитектурные решения, в том числе способствующие снижению уровня физических полей, обеспечивать повышение обитаемости экипажей, добиваться более высокой скорости хода и автономности.
Вместе с тем, в ближайшей перспективе флот не может рассчитывать на получение таких крупных и дорогих кораблей, как новый авианосец. Капитальный ремонт единственного российского авианосца – ТАВКР «Адмирал Кузнецов» пока не спланирован и состоится, ориентировочно, во второй половине 2010-х гг. До этого времени промышленность обеспечит поддержание его технической готовности. Это связано с тем, что корабль играет важную роль в оперативных планах флота и Генерального штаба и не может быть поставлен на длительный ремонт в ближайшее время.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В КОРАБЛЕСТРОЕНИИ
Игорь Захаров в разговоре с представителями WarAn подробно остановился на необходимости выработки новых подходов к организации, планированию и управлению кораблестроительными программами. Свою реализацию этот новый подход должен получить, прежде всего, в ГПВ-2025.
Высокие темпы технологического развития, изменение экономической ситуации и международной обстановки, а также структурные преобразования в самой промышленности требуют адекватного изменения подходов к созданию новых кораблей. Вместе с тем, как подчеркнул Игорь Захаров, кораблестроение является достаточно консервативной отраслью промышленности, и такие изменения требуют значительных усилий от всех его участников: управленцев, производственников, конструкторов и ученых.
При этом в близкой перспективе уже нельзя будет рассчитывать на значительные по объему серии боевых кораблей (за исключением, вероятно, относительно дешёвых и простых кораблей вроде корвета). Корабли будут строиться сравнительно небольшими сериями, которые к тому же будут разбиты на несколько подсерий (групп). Различия между кораблями подсерий зачастую могут быть весьма существенными. Но это не должно вести к излишнему многообразию, которое в своё время оказывало столь негативное влияние на советский ВМФ. Требуется унификация и интеграция всех систем, а также обеспечение возможности оперативного обновления систем вооружения и модернизации корабля как единой системы.
Ограниченные темпы строительства кораблей, высокая стоимость и продолжительность разработки систем вооружения и основных корабельных систем делают нецелесообразной разработку корабельных систем и вооружения отдельно от корабля-носителя. При разработке перспективных проектов эти работы по большей части будут идти параллельно в рамках общего контракта на создание корабля, что потребует более четкой организации взаимодействия между проектантами кораблей и разработчиками устанавливаемых на них комплексов вооружения и военной техники.
В настоящее время сроки реализации контрактов на строительство кораблей зачастую срываются из-за того, что ОАО «ОСК» не может эффективно воздействовать на деятельность вовлечённых в проект поставщиков и субподрядчиков. Одним из необходимых шагов является переход к строительству головных кораблей именно как единой системы, с передачей соответствующих прав и обязанностей главному конструктору проекта, который должен иметь возможность непосредственно влиять и контролировать деятельность всех его участников.
Также следует найти компромисс между требованиями ВМФ и возможностями промышленности. Ещё пять лет назад можно было говорить, что промышленность не способна выполнить требования своего заказчика вследствие недостаточного финансирования. Сейчас ситуация изменилась. Финансирование наладилось, но проблема поиска компромисса между промышленностью и военными сохраняется и лежит, прежде всего, в сфере организационно-управленческой.
При этом важно не только решать вопросы взаимодействия Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса в целом в сфере ценообразования, оперативно реагировать на сложные частные проблемы вроде затягивания строительства корветов проекта 20380 на Амурском судостроительном заводе, но и создать механизмы повседневного взаимодействия заказчика и производителя. Возможность связи промышленности и флота в режиме реального времени на этапах проектирования и строительства кораблей позволит избежать многих проблем и снизит риски увеличения стоимости и сроков строительства кораблей.
Таким образом, работа по восполнению корабельного состава российского ВМФ уже набирает необходимые темпы. Этап строительства головных кораблей – от стратегических ракетоносцев проекта 955 до корветов проекта 20380 – успешно завершился, но он также выявил целый ряд системных проблем и вызовов, которые должны быть решены в ближайшее десятилетие. Даже при наличии стабильного и достаточного финансирования, из-за нерешённых проблем, в первую очередь организационно-управленческого характера, программа кораблестроения может оказаться реализованной не в полном объеме, что неизбежно приведёт к сокращению численности кораблей в составе ВМФ и дальнейшему ослаблению морской мощи России. С другой стороны, правильные решения руководства страны, флота и промышленности могут вернуть России утраченные позиции и укрепить её положение на международной арене.
Комментариев нет:
Отправить комментарий