Молодой, коренастый, с голубыми проницательными глазами. Даже в камуфлированных штанах и грубых армейских берцах Вячеслав Суханов не смог избавиться от налета деловой интеллигентности. Кажется, ему впору носить галстук и дорогой костюм, но три года назад он ушел из уютного офиса, чтобы доить коров. Пока падал рубль, а страна погружалась в кризис и страдала от санкций, Вячеслав сказал свое веское слово в отечественной экономике. В самый разгар тяжелых экономических времен этот парень организовал собственную животноводческую ферму. Построил ее с нуля, в чистом поле, как говорится — на ровном месте. Журналист АП пообщался с молодым фермером.
ГОЛОВА НЕ ДЛЯ СОМНЕНИЙ
— Вячеслав, сколько тебе лет? Опытные хозяйственники то и дело твердят об экономических трудностях, кризисе, а ты словно с другой планеты...
— Сейчас мне 26 лет, когда начинал, было гораздо меньше. Может, как раз в силу возраста и решился на подобный шаг. В молодости легче пытаться свернуть горы. Тем более я не один. Мой главный помощник — жена Юлия. Она юрист, но поддерживает меня не только морально. Тот же бизнес-план — ее заслуга, какие-то юридические проблемы и прочие бумажные дела — тоже на ней. Что касается кризиса, то, честно говоря, я в его подробности не вдавался. Некогда было голову сомнениями загружать. Здесь ведь главное — цель себе поставить. Конечно, вначале было тяжело. Сейчас у нас порядка 70 коров, из них около 40 — дойные. А начинали с девяти животных, которые жили в обычном деревенском сарае в доме моих родителей.
— Ты вырос в селе?
— Да, я вырос в селе, но даже после окончания нашего благовещенского аграрного университета особо не планировал связывать свою жизнь с сельским хозяйством. Работал вахтовым методом на одном из предприятий в Нерюнгри, руководил службой охраны. У меня там кабинет был, условия неплохие и работа хоть и ответственная, но не пыльная. В Нерюнгри мы с Юлей и познакомились. Я ей предложение сделал спустя две недели после знакомства. Потом, правда, перебрались в Благовещенск и даже работали вместе в одной юридической фирме. Тоже в офисе трудились. Со временем почувствовал, что не мое это. У меня даже образование под стать нынешнему положению — экономист агропредприятий. Так что теперь я на своем месте.
КАЖДУЮ КОРОВУ В ЛИЦО
— Не пожалел, что связался с животноводством?
— Нет! Я сюда не только силы вложил, но уже и душу. На начальном этапе сам коров доил, каждую «в лицо» знаю. Коровники тоже строил, даже печку своими руками сложил. Никогда с этим делом не сталкивался, а жизнь заставила стать печником. На голом месте строились. Когда первых коров к родителям домой привез, то со временем понял — с такими масштабами далеко не уедешь. Тем более телята пошли, места хватать перестало. Пришлось купить в Усть-Ивановке 11 гектаров земли. В первый же год поставили простенький коровник. На второй год еще одно животноводческое помещение возвели, на этот раз основательное — теплое, на фундаменте. Отступать стало некуда.
Когда животных стало больше, то возник вопрос кормовой базы. Взял в аренду еще земли под сенокосы. В прошлом году впервые вошли в зиму с собственным сеном. Планы на этот год — посев зерновых. То есть деньги на покупку основных кормов уже тратить не придется. Животноводство в принципе любит комплексный подход. Экономика фермерского хозяйства должна быть по возможности автономной и не зависеть от внешних факторов.
А возвращаясь к твоему вопросу, такой пример приведу: работа в офисе, как правило, связана с каждодневным негативом. Тем более в сфере юриспруденции. Посетители несут свои проблемы и ждут от тебя решения. Здесь по-другому. Сил прикладываешь много, но каждое новое достижение перекрывает все моральные издержки. Кстати, у нас сегодня как раз такое событие — корова отелилась. Считай праздник и прибавление. Тем более телочка. Учитывая молочный профиль нашего хозяйства — фактор немаловажный.
БОЛЬШОЕ ДЕЛО НА МЕЛОЧАХ
— Насколько я знаю, молочный профиль в животноводстве — один из наиболее сложных, связан с большими затратами. Отдача чувствуется?
— А как же! Самое главное, что спрос на молоко есть. У нас договор с Благовещенским хладокомбинатом, все сдаем туда. Когда более-менее на ноги встали, купили современные доильные аппараты шведского производства. Сейчас дойка качественная, автоматизированная. Конечно, в мясном животноводстве проще: коров покормил, дождался, когда вес наберут, на мясо сдал. В молочном нюансов гораздо больше. Во-первых, первого молока от коровы надо два года ждать. То есть отдача не быстрая.
Во-вторых, подход к рациону более щепетильный. Корова молоко отдает вместе с полезными питательными веществами — кальцием, микроэлементами и так далее. Их недостаток в организме животного нужно постоянно пополнять. Мы каждого теленка из соски выпаиваем, как родного ребенка холим.
Если говорить о затратах, то тот же комплексный подход выручает. Навоз продаем либо свою землю удобряем. Вот уже прибыль и экономия. Опять же свиней развели. Понадобились деньги на срочную покупку или зарплату работникам — поросенка на мясо сдали. Он полгода всего растет, свиней в сельском хозяйстве так и называют — быстрые деньги. Немаловажный момент — наше небольшое КФХ получило грант амурского министерства сельского хозяйства. Один миллион двести тысяч рублей очень помогли с приобретением нового скота.
Могу еще один пример принципа безотходного производства привести. Мы доильное оборудование после каждого применения моем водой. В землю ее не выливаем, а даем поросятам. То же самое молоко, только жидкое. Вместе с ним свиньи получают многие полезные вещества. Значит, экономия на пищевых добавках. Помимо прочего, коровы не только телок рожают, иногда бычки появляются. Растут на мясо.
Есть несколько лошадей, но держим их не столько для души, сколько для работы. Они помогают пастухам или заняты на перевозке грузов.
Если рассматривать вышеперечисленное — каждое по отдельности, то вроде мало пользы. Но когда все вместе, то получается весомый вклад в нашу хозяйственную экономику. Любое большое дело строится на мелочах, нужно только уметь придавать им значение.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РУБЕЖ
— Вячеслав, ты обмолвился планами на кормовое растениеводство. Хватит времени за коровами следить и урожай убирать?
— В нашем КФХ я не один работаю. Коллектив семь человек, к лету будет десять. Тут не только доярки и скотники, сейчас речь уже идет о механизаторах. Все местные, трудолюбивые, настроены по-деловому. Алкоголь — под запретом, и люди, которые хотят работать, все понимают.
Ради организации посевов в прошлом году начал покупать технику. Сейчас у нас 5 тракторов, комбайн, полный комплекс навесного оборудования для посевных и уборочных работ. Так что справимся. Тем более, что жизнь на месте не стоит. Коровы телят приносят, поголовье растет. Есть желание еще животных купить. Опять тесно становится, поэтому пора думать о расширении. В нынешнем году хотим новый коровник строить и решать вопрос централизованного энергоснабжения.
В перспективе нужно довести дойное стадо до 100 голов, то есть увеличить в два с половиной раза. Пока мы стремимся к этому рубежу, дальше видно будет.
СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО
— Не могу удержаться от вопроса о личной жизни — семья молодая, детей планируете?
— У нас их уже трое! Кстати, еще один повод продолжать развиваться. Конечно, времени на личное общение крайне мало, но мама жены присматривает за ребятишками, мои родители тоже помогают. Так что я здесь не один. Эта ферма всей семьей строится. Жизнь такая — никто на блюдечке с золотой каемочкой ничего не принесет. У нас сейчас часто слышно, как сетуют на государство, которое всем должно и обязано. Мы не стали никого ждать и ничего просить. Чтобы получать, нужно уметь отдавать и самому что-то делать. Когда на земле работаешь, даже в кризис голодным не будешь.
https://cont.ws/post/260696
Комментариев нет:
Отправить комментарий