вторник, 19 января 2016 г.

ВАРГАН

- Это че у тебя за железка, - говорят некоторые, - ключи что ли?
- Да, да, - отвечаю, - ключи. Ключи от души...
    Едиль Хусаинов
Варган» (от лат. organum - музыкальный инструмент) является одним из древнейших музыкальных инструментов, прошедшим через века и практически не изменившим свой внешний вид.
Варган - это самозвучащий язычковый инструмент. У разных народов мира он известен под разными названиями. На варгане обычно исполняют традиционные национальные наигрыши, лирические и несложные танцевальные мелодии. Варган издает вибрирующие звуки, похожие на электронные, богатейшего тембра и диапазона, от самых низких до самых высоких. Помимо самого инструмента, в рождении звуков участвует организм человека: пальцы рук, органы дыхания, речи, брюшной пресс.

В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые. Простота, даже примитивность устройства варгана и в то же время сложность игры на нем, его богатые, не раскрытые еще до конца возможности позволяют нам назвать его инструментом ХХI века.
История варгана — музыкального инструмента, существовавшего практически на всех континентах, уходит в глубь веков.
Полагают, что родоначальником варгана был лук, появившийся в доисторические времена, в эпоху мезолита, приблизительно 9–12 тысяч лет назад: человеку было достаточно упереть один конец лука себе в нёбо или в зубы, а другой в землю, и смертоносное орудие превращалось в музыкальный инструмент, на котором играли ударяя пальцами или палочками по тетиве (традиция игры на тетиве, зажимаемой зубами и пальцами ног, сохранилась до наших дней у некоторых племен Центральной Америки). Правда, разновидность варгана была обнаружена, скажем, и в Австралии, где аборигены лука не знали вообще.
Богатейшие традиции игры на варгане и изготовления этого инструмента существовали вплоть до тридцатых годов ХХ века у многих народов палеоазиатской группы (народы Севера и Дальнего Востока), сохранивших обычаи первобытнообщинного строя. На Севере издревле почитались три священные вещи: олень, огниво и бубен; варган считался „женским“ аналогом бубна — не случайно у чукчей, коряков и других народов он назывался „зубной бубен“ („ванны-яяй“).
Варган был неотъемлемым участником шаманских камланий наравне с бубном, а иногда даже заменял его. Бубен открывал шаману путь в иные миры, варган же оберегал его — призывал духов-защитников, служил средством общения с ними (к слову, варган как средство передачи закодированной информации в свое время активно использовала сицилийская мафия).
Многие из кузнецов, изготовлявших варганы, являлись родственниками шаманов (это сохраняется и в наше время).У народов тюркской группы варганная музыка также имеет многовековые традиции. На территории Российской Федерации искусством игры на варгане владеют в Башкортостане, Хакассии, Якутии, на Алтае и в других районах, где сосредоточено тюркское население. Среди народов бывшего СССР на варгане играют казахи, киргизы, узбеки и туркмены.
Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины. Вот какие сведения об этом инструменте приводятся в Словаре Российской Академии Наук за 1789 год:
 „Варган — железное мусикийское орудие, простонародием употребляемое: длиной около вершка, коего головка почти в кольцо согнута, от того же места, где кольцо не довершается, протянуты два параллельно идущих треугольных брусочка, к середине головки приваривается стальная полоска, проходящая между брусков не касаясь их, имеющая на конце крючок. Играют на сем орудии приложа его к зубам, вбирая и выпуская дух и приводя в движение перстом стальную полоску“.
Варган был распространен и в Европе. В средние века молодые люди часто использовали этот инструмент в особых целях — например, для привлечения внимания прелестных девушек, когда хотели с ними уединиться. В эпоху романтизма варган, с его экзотическим звучанием, завоевал светские салоны, в которых собиралась художественная и политическая элита общества. Центром изготовления этого инструмента и игры на нем начиная со Средних веков считалась Австрия. Австрийский город Мольн — одно из наиболее известных в этом плане исторических мест: в начале XIX века изготовление варганов являлось здесь потомственным бизнесом тридцати пяти семейств, в год выпускалось 2,5 миллиона инструментов! На варгане играли в основном представители высших сословий; в ансамбли входило до десяти варганистов. Удивительным звучанием варгана восхищались Гёте, его друг Вильгельм Гумбольдт, другие выдающиеся личности той поры.
Варганная музыка распространена в Японии, в основном среди женщин племени айнов (народности, имеющей индийские корни), которое проживает в резервации на острове Хоккайдо. Варган здесь называют „муккури“. Изготовляется он по старинке из бамбука. Игру на варгане айны сочетают с песнями и плясками.
 Что же касается варганной музыки в Индии, то она культивируется по большей части на юге страны и носит ярко выраженный перкуссионный характер.
За океаном, в Америке, история варгана (англ. Jew’s harp) началась со времен первых европейских переселенцев, которые привозили с собой варганы из Австрии, Франции и Англии и употребляли их как предметы бартера с индейцами. Впоследствии американцы стали сами производить варганы. Эти инструменты использовались в основном в фолк- и кантри-музыке. Более привычным для публики звук варгана стал тогда, когда его начали применять в качестве музыкального оформления в фильмах-вестернах.
Сегодня в России (преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке), Австрии, Норвегии, США и других странах, где развито искусство игры на варгане, существуют различные общества варганистов, оказывающие поддержку музыкантам; все музыканты являются членами Международной ассоциации варганистов. Выходят журналы, посвященные варганной музыке: в США это журнал „VIM“ („Vierundzwanzigstel-jahrschrift der Internationalen Mauld-rommelvirtuosengenossenschaft, „Двадцатичетырехчастное годовое издание Международного общества варганистов-виртуозов“), который издает Фред Крейн (Fred Crane), музыковед и эксперт по вопросам, касающимся варгана; в Японии — „Коукин джорнл“ („Koukin Journal“, „Варганный журнал“), под редакцией Лео Тадагавы (Leo Tadagava), одного из крупнейших специалистов по варгану.
Восхищение игрой на варгане проходит через все времена и страны, варганная музыка пронизывает все музыкальные стили. Современные варганисты склонны не только к виртуозным импровизациям — многие занимаются интереснейшими экспериментами, связанными с авангардной и обертоновой музыкой. Одни музыканты привлекают слушателя гармонией ансамблевой игры, другие — „электронным“ звучанием варгана, участвующего в традиционных национальных музыкальных представлениях.
 Однако, что бы ни исполнялось, всегда есть нечто общее: завораживающие звуки варгана создают необыкновенную атмосферу, в которой прошлое встречается с будущим.
Эзотерика варгана состоит в том, что он работает так же, как работает мантра. Звуковую вибрацию варгана можно собирать в любой точке как внутреннего, так и внешнего пространства. Спирально закрученные звуковые вибрации при прохождении по энергетическим каналам внутри человека разбивают психоэнергетические блоки, мешающие свободному протеканию энергий, на чем основан мощный целительский эффект, который наблюдается при игре на этом древнейшем эзотерическом музыкальном инструменте.
Игра на варгане может вызывать состояние легкого контролируемого транса, при котором могут возникать эффекты спонтанного яснознания, ясновидения или яснослышания. При концентрации звуковой вибрации варгана в области локализации чакр происходит их спонтанное раскрытие, причем эффект открытой чакры сохраняется довольно длительное время и после окончания игры на варгане.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru