четверг, 27 августа 2015 г.

Почему Россия не боится копирования Су-35

Звездой  авиакосмического салона  стал наш многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35.
Это неудивительно. Машина отличается лучшими в мире пилотажными возможностями, самым мощным бортовым радаром и передовой авионикой. Все это придает российскому истребителю характеристики пятого поколения. Более того, именно на этом самолете отрабатывались почти все элементы российского прототипа истребителя пятого поколения Т-50, который проходит сейчас летные испытания.
Почему Россия не боится копирования Су-35
Интрига заключалась в следующем. Китай тоже активно работает над созданием собственного истребителя 5-го поколения. И в то же время проявляет интерес к Су-35. Уже несколько лет «Рособоронэкспорт» и Объединенная авиастроительная корпорация ведут переговоры о продаже в эту страну партии таких истребителей. Но в прессе, да и среди некоторых российских экспертов звучат опасения, что китайцы хотят получить Су-35 с одной целью — скопировать, чтобы использовать отработанные на нем элементы 5-го поколения в своем истребителе будущего, испытания которого сейчас ведутся. Кстати, прототип китайского истребителя 5-го поколения J-3 несколько раз пролетал над летным полем авиасалона в Чжухае.

Действительно, опасность клонирования есть. И это даже можно объяснить. Слишком долго Китай был в самом хвосте мирового научно-технического прогресса. И, когда появилась возможность технологического рывка, в Пекине задумываться не стали. Была дана команда — брать все лучшее в мире и адаптировать к своим условиям.
Кстати, подтолкнул к такому шагу китайцев СССР. В период с 1949 года (образования КНР) до 1956-го, а возможно, и до начала 1960-х, наша страна безвозмездно передавала КНР целые заводы и всю технологическую документацию на ту продукцию, которую эти предприятия могли выпускать. Так, в Китае зародилось машиностроение, в том числе авиационное, автомобильное и даже ракетное.
Со временем в КНР появилась самодостаточная промышленность, способная решать любые задачи. Но склонность к наиболее простому пути, видимо, осталась. Зачем самим решать сложные технологические задачи, если они уже кем-то решены? Надо просто взять и скопировать. Естественно, адаптировав «новинку» к своим условиям.
Наверное, поэтому в Китае, где автомобильная индустрия развивается невиданными темпами — и это сопровождается строительством прекрасных автобанов — все автомобили как две капли воды похожи на американские и европейские топ-модели. Японцев здесь игнорируют в принципе.
Такая же ситуация и в военной технике. Можно привести целый ряд примеров. Китайский истребитель J-11B — это внешне копия Су-27. Истребитель, созданный для базирования на авианосце, J-15 похож на палубный Су-33, созданный еще в СССР. Военно-транспортный Y-8 — полная копия Ан-12. Основа китайской ракетоносной авиации H-6 и его последующие модернизации — это перепевы Ту-16.
На базе российского мобильного ракетного комплекса Тор-М1 китайцы создали свой HQ-17. Давняя советская противотанковая управляемая ракета «Малютка», созданная еще в 1960-е годы в Коломне, воспроизведена в Китае в 1977 году, выпускается по сей день. На Airshow China-2014 Китай показал версию российско-индийской сверхзвуковой крылатой ракеты СХ-1.
Китайский истребитель J-11B
Копируя чужие разработки, китайцы стараются идти своим путем. Взять хотя бы комплексы ПВО. Вспомним историю. Еще в 1991 году наши страны подписали контракт на поставку в Китай новейших тогда зенитно-ракетных комплексов С-300ПМУ. Было поставлено 32 пусковые установки. Китайские военные их успешно освоили и одновременно поняли, насколько они отстают в создании современных средств ПВО.
Они спешно, при помощи российских специалистов приступили к разработке своих зенитно-ракетных систем. Одновременно закупив в нашей стране еще 32 пусковые установки комплексов С-300ПМУ и 196 ракет к ним. Уже в новом веке подписаны третий и четвертый контракты на поставку в Китай дополнительных комплексов С-300ПМУ.
Сейчас российские «трехсотки» обеспечивают противовоздушную оборону Пекина, северо-западную часть Китая — в направлении Японии и юг страны — на границе с Тайванем. Одновременно Пекин договорился с Москвой о технической поддержке в создании собственных мобильных зенитно-ракетных комплексов. Наша страна поделилась документацией, технологиями и специалистами.
И в те же 1990-е годы китайские спецы за большие деньги смогли купить в Израиле новейший тогда комплекс «Пэтриот», поставленный в эту страну из США, да еще с секретными чертежами в придачу. Купили в одном экземпляре. Удачно скопировали. Разразился скандал, но потом в Вашингтоне смирились.
Сейчас в Китае есть не только купленные в России С-300ПМУ, «Тор-М1″ и их клоны, но и собственные зенитно-ракетные системы, похожие на наши, но совершенно отличные. Основу ПВО этой страны составляют свои системы — разные, но под одним названием: «Красное знамя». В экспортном исполнении — «Небесный дракон».
Однако все эти как бы очевидные факты ни о чем не говорят.
Простой пример. Известно, что китайцы не просто скопировали самый массовый автомат ХХ века — АК-47, они имели лицензию на его выпуск автомата с получением всех технологических секретов производства. Не столь уж и сложных, кстати сказать. Однако до сих пор на мировом рынке АК, выпущенный в СССР и России, ценится намного выше, чем его китайский аналог. Хотя китайский продукт намного дешевле. Но насколько он дешевле, настолько же он недолговечнее и хуже по техническим характеристикам.
Не случайно глава ОАК Михаил Погосян, отвечая на вопросы об опасности утечек технологических секретов Су-35, сказал: Очень сложно сделать копию высокотехнологичного продукта. Я думаю, прямой опасности «клонирования» этого истребителя в Китае нет.
А один из руководителей наших Вооруженных сил, отвечая на тот же вопрос, был еще прямее:
— Вы что думаете, у нас тут дураки сидят?
Так что можно подытожить. Пусть копируют, а мы — лидируем.
Автор: Сергей Птичкин
http://cont.ws/post/115003

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru