вторник, 31 марта 2015 г.

Федеральное агентство по делам национальностей. Новый орган государственной национальной политики.



«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле» - именно с этих слов, а не с каких-либо правовых положений и юридических формулировок начинается Конституция России. Согласно данным всероссийской переписи населения 2010 г. на территории нашей страны проживает более 190 национальностей, которые разговаривают на 180 языках, исповедают все основные мировые религии и на протяжении веков сохраняют свою культурную самобытность. Такое многообразие народностей, обладающих своим особенным культурным кодом, который мирно и без потери собственной уникальности вплетается в единое полотно российских межнациональных отношений, является безусловным богатством России. Однако в сегодняшних условиях непростой экономической ситуации и напряженной внешнеполитической обстановки это богатство многонационального российского мира подвергается серьезным внутренним и внешним проверкам на прочность.

Национальный вопрос без всякого преувеличения носит фундаментальный характер для России. Это вопрос сохранения её территориальной целостности, вопрос стабильности и общественного согласия в стране, вопрос предотвращения страшных социальных потрясений 1917 и 1991 гг. Для того, чтобы избежать трагедий, подобных расстрелу редакции журнала «Сharlie Hebdo», государство ни в коем случае не должно упускать нитей национальной политики и обязано уделять должное внимание ее планомерному выстраиванию. В связи с этим 13 марта 2015 г. Владимир Путин дал поручение Председателю Правительства Дмитрию Медведеву рассмотреть вопрос о создании нового органа государственной власти - Федерального агентства по делам национальностей.
Ранее функции по реализации государственной национальной политики находились в ведении Министерства регионального развития (подробнее об истории современных российских органов по вопросу межнациональных отношений см. здесь)Однако в связи с образованием Министерства по делам Крыма, Министерства по делам Северного Кавказа и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства полномочия Минрегионразвития было решено перераспределить между разными органами. Само же Минрегионразвития было ликвидировано. Функции "в области реализации государственной национальной политики" в частности были переданы Министерству культуры. В его структуре был создан Департамент межнациональных отношений, который и осуществляет эти полномочия сегодня.

В это же время произошло заметное обострение международной обстановки и усиление давления на Россию со стороны внешних сил. Эти обстоятельства вновь поставили вопрос об укреплении внутреннего общественного согласия и эффективности деятельности государства в сфере обеспечения межнационального мира народов России. Работа в данном направлении, несмотря на все многочисленные преобразования, была вновь возобновлена, и её результатом стало упомянутое предложение Президента о создании отдельного федерального агентства, занимающегося вопросами национальной политики. 

Попробуем с помощью конкретных тезисов и фактов подробнее разобраться в том, что будет представлять из себя данный орган, если его учреждение будет признано необходимым.
В первую очередь, поясним, что представляет из себя такая государственная структура как федеральное агентство.Опираясь на российское законодательство, отметим три наиболее важных момента:

1. Федеральное агентство – это федеральный орган исполнительной власти. Здесь нам важно понимать, что это не какой-то совещательный или консультативный орган, дающий различные рекомендации, а реальная организация, уполномоченная выполнять серьезные задачи по осуществлению государственной политики в обозначенной области.

2. В функции федерального агентства входят оказание государственных услуг, управление государственным имуществом и различные правоприменительные функции. Все это говорит о наличии достаточных возможностей и большой полноте полномочий по реализации той или иной государственной программы.

3. Федеральное агентство может быть подведомственно лично Президенту либо быть под контролем Правительства или соответствующего министерства.  Это подтверждает высокий статус данного органа и серьезность контроля за его деятельностью.

Что касается конкретно Федерального агентства по делам национальностей, то в Поручении Президента указаны следующие задачи, которые оно должно будет решать: 

1. Реализация государственной политики в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений;

2. Осуществление мер, направленных на укрепление единства многонационального народа РФ, обеспечение межнационального и межконфессионального согласия, а также мер, направленных на этнокультурное развитие народов РФ;

3. Разработка и выполнение государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений;

4. Осуществление государственного мониторинга и государственного контроля в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений.
Необходимо ли создание такого самостоятельного органа в настоящее время? Приведём мнения различных экспертов и наши собственные мысли:

1. Федеральное агентство по делам национальностей как отдельный государственный орган позволит осуществлять более конкретные и масштабные шаги в области укрепления межнационального мира в России, будет концентрировать усилия государства в данном направлении.

Существующие в данный момент Департамент межнациональных отношений Министерства культуры, которое помимо вопросов национальной политики занимается выполнением множества иных задач, а также Совет при Президенте России по межнациональным отношениям, являющийся консультативным органом, заседания которого проводятся лишь один раз в шесть месяцев, скорее всего не способны в нужной мере осуществлять государственное регулирование в области национального вопроса. Создание отдельного федерального агентства решает данную проблему.

2. Деятельность Федерального агентства по делам национальностей может стать ведущим механизмом реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. и идей, заложенных в майском Указе Президента «Об обеспечении межнационального согласия».

Данная стратегия была утверждена в 2012 г. с целью укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России (с приоритетными направлениями данной стратегии можно ознакомиться здесь. Федеральное агентство по делам национальностей, выступая инструментом совершенствования государственного управления в данной сфере, позволит выполнять задачи национальной политики наиболее эффективным способом.

3. Идея создания федерального агентства как главного государственного органа по сохранению традиций народов иборьбе с ксенофобией, экстремистскими группировками, сектами, шовинизмом и другими формами дискриминации по национальному или религиозному признаку нашла живой отклик и положительные отзывы со сторонырелигиозных лидеров и представителей парламентских фракций.

4. В сложившейся ситуации экономической и информационной войны России с Западом очевидным является тот факт, что наши недоброжелатели не оставят попыток каким-либо образом нарушить общественный порядок внутри страны. В этом случае логичным выглядит использование национальных и религиозных противоречий для расчленения российского народа на этнические противоборствующие группировки. Допустить этого ни в коем случае нельзя! Работа Федеральное агентства по делам национальностей будет способствовать предотвращению подобных сценариев. 

5. Никаких дополнительных расходов и увеличения штатной численности чиновников для создания данного федерального агентства не потребуется. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Д. Песков, который заявил:"Если будет подтверждена целесообразность создания нового агентства, его создание не должно привести к увеличению штатной численности сотрудников. Эти функции в настоящее время выполняют подразделения в различных ведомствах, прежде всего, в министерстве культуры, новое ведомство могло бы формироваться из сотрудников этих подразделений".
В итоге, создание подобного отдельного органа по вопросам межнационального согласия видится действительно необходимым. Вызывает вопросы лишь форма реализации этой идеи. Так политолог и член Общественной палаты Сергей Марков считает, что вместо федерального агентства следует создать управление при Администрации Президента. На наш взгляд в этой идее есть свое рациональное зерно. 

Администрация Президента является государственным органом, который обеспечивает всю деятельность Президента. В задачи Администрации в частности входит:

1. Cодействие Президенту в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;
2. Организация подготовки президентских законопроектов и указов;
3. Осуществление контроля за исполнением законов и указов Президента;
4. Обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению

Самое главное, что общее руководство всеми этими процессами осуществляет Президент лично. Таким образом, управления по делам национальностей при Администрации Президента, способствовало бы более оперативному решению проблем в рамках национального вопроса. Это объясняется тем, что исполнение намеченных задач находилось бы под личным контролем Президента и при необходимости в программу действий могли бы быть быстро внесены коррективы на высшем уровне.

Так или иначе, само по себе возвращение к идеи создания самостоятельного органа по межнациональным отношениям говорит о том, что государство понимает всю стратегическую важность сохранения мирного сосуществования различных народов в России. Срок исполнения поручения Президента по рассмотрению вопроса о создании подобного органа заканчивается 15 апреля. Посмотрим, какое окончательное решение будет принято.
http://eugene-sedov.livejournal.com/2986.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий