суббота, 28 марта 2015 г.

Смертельно опасная исключительность



Американская борьба за демократию ведет к миллионам жертв. 

Международная организация «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (ВМПЯВ) подсчитала количество жертв среди мирного населения в странах Ближнего Востока и Азии, где США с союзниками последние 12 лет проводили «войну с терроризмом». Обнародованные цифры превышают официальную статистику примерно в десять раз. По данным ВМПЯВ, только в Ираке погибло около миллиона человек или 5% населения страны. Число жертв среди мирного населения в Афганистане превышает 220 тысяч человек, а в Пакистане достигает 80 тысяч. При этом медики не рассматривали ситуацию в Йемене, Ливии и Сирии. С учетом этих операций количество смертей от «демократических сил» может достигать двух миллионов. 

«Руководство вооруженных сил тщательно ведет подсчет своих боевых потерь, но игнорирует смерти и ранения среди гражданского населения, - пишут авторы доклада. – Это не упущение, а сознательное замалчивание. Власти США не ведут такой статистики, по крайней мере, официально. Ведь она уничтожила бы все аргументы, что они с помощью военного вторжения освободили Ирак от диктаторского режима, устранили «Аль-Каиду» из Афганистана и уничтожили базы террористов в Пакистане. И тем самым, якобы, помешали терроризму проникнуть в США, укрепили мировую безопасность и права человека по «приемлемой цене». Но факты упрямы – все эти утверждения оказались ложью». 

Военная операция международной коалиции под руководством США в Афганистане началась в 2001 году в ответ на теракты 11 сентября. Несмотря на то, что формально Вашингтон заявляет о победе над Талибаном, лояльное США правительство не контролирует значительную часть территории страны. А 24 марта президент США Барак Обама заявил о том, что процесс вывода американского контингента из страны приостановлен по просьбе его афганского коллеги Ашрафа Гани. Даже производство наркотиков после американской оккупации только увеличилось. По данным ФСКН РФ, в 2014 году площади посевов опийного мака в Афганистане достигли исторически рекордного максимума. 

Вторжение США и их союзников в Ирак произошло в 2003 году без дополнительной санкции ООН, после того, как тогдашний госсекретарь Колин Пауэлл размахивал в Совбезе пробиркой, якобы доказывающей наличие у Саддама Хусейна химического оружия. Хусейн был свергнут и казнен, но жизнь в Ираке лучше не стала, напротив, в стране, которая считалась одной из самых развитых в регионе, началась гражданская война и до сих пор чуть ли не каждую неделю происходят теракты. С большой долей вероятности можно утверждать, что и возникновение экстремистского «Исламского государства» вряд ли стало бы возможным без дестабилизации, которую США принесли в регион. 

Авторы доклада пишут, что хотя американцам и их союзникам удалось одержать военные победы в Ираке и Афганистане, цена, которую пришлось заплатить за это гражданскому населению, оказалась огромной. Не говоря уже о финансовых потерях, разрушенной экономике, да и самой государственности этих стран. «Сотням тысяч мертвых иракцев не стало лучше после вмешательства США, как не стало лучше детям, потерявших отцов, и сотням тысяч беженцев», - цитируют в докладе американского независимого журналиста Нира Розена. 

Отдельное предисловие к докладу написали представители американской организации «Медики за социальную ответственность» и канадской «Медики за глобальное выживание». Они отмечают, что «традиция» замалчивать жертвы среди гражданского населения для Вашингтона не нова и напоминают о войне во Вьетнаме, точное число погибших в которой неизвестно до сих пор. 

«Американские политические элиты пытаются объяснить огромное число жертв на Ближнем Востоке внутренними конфликтами и застарелыми религиозными разногласиями, как будто обострение этих конфликтов не имеет ничего общего с предшествующим военным вмешательством США, - пишут Роберт Гоулд и Тим Такаро. – Мы требуем от всего мира следовать правилу «Делайте, как мы говорим, а не так, как мы делаем», в то время как сами полагаемся на силу ядерного оружия, которое должно обеспечить наше глобальное военное присутствие». 

Несмотря на это Вашингтон продолжает считать себя главным борцом за демократию, свободу и права человека и, похоже, в Белом доме никого не волнует, сколько человек погибнет в процессе этой борьбы. 

- Американцы считают, что их страна – рай на земле, а они, как нация, его создавшая, богоизбранные и исключительные, - объясняет руководитель Центра исследований внешнеполитического механизма США Института США и Канады РАН, доктор исторических наук Сергей Самуйлов. - Барак Обама не перестает повторять тезисы об исключительности американцев. Они считают себя небожителями, а всех остальных, в том числе нас с вами, муравьями, которые копошатся на грешной земле и занимаются своими муравьиными делами. 

Другие народы, с точки зрения англосаксов, неполноценны, ради утверждения «светлых идеалов демократии», они считают возможным уничтожить массу людей. 

— А как же западное общественное мнение, которое так рьяно борется за права человека, а тут не замечает миллионы жертв? 

- Украина – яркий пример такого отношения. Если называть вещи своими именами, Киев совершает преступления и геноцид в отношении русского населения Юго-Востока. Но Запад закрывает на это глаза и делает вид, что ничего не происходит. В официальных документах Конгресса об этом не говорится ни слова, как и в любых правительственных заявлениях. 

Да, какие-то случаи могут раскрыться и вызвать возмущение. Но во Вьетнаме в свое время американцы убили около трех миллионов человек. Были для них какие-то последствия? 

— Эта безнаказанность – следствие однополярности мира? 

- Однополярности уже нет. Идет становление многополярного, точнее, полицентричного мира. Полюсов всегда два, а центров экономической, политической и военной силы в мире может быть много. Демократы из администрации Обамы еще во время избирательной кампании 2008 года официально признали, что Америка не всесильна, что она не может в одиночку решать глобальные проблемы XXI века, что нужно обязательно сотрудничать с другими странами. Республиканцы пока официально отвергают такую позицию и считают, что США всесильны. Сейчас они контролируют Конгресс и вставляют палки в колеса президенту Обаме. В частности, побуждают его начать поставки вооружений Украине. 

— Можно ли сказать, что без вмешательства США ближневосточный регион не погрузился бы в нынешнюю нестабильность? 

- Конечно. Американцы, помимо железобетонной веры в свою исключительность, верят также в универсализм – в общечеловеческую пригодность своей модели демократии и экономики. Дальше следует понятный вывод: если все страны и народы рано или поздно придут в своем развитии к американской модели демократии, зачем изучать их отличия? Вот они и не занимались изучением этих колоссальных различий. Все американские внешнеполитические концепции носят оторванный от действительности характер. Когда они начинают воплощать их, то получают совсем не те результаты, которые ожидали первоначально. 

Например, перед вторжением в Ирак президент Буш, опираясь на своих советников-неоконсерваторов, утверждал, что иракский народ созрел для демократии, что он изнывает под диктатурой Саддама Хусейна, и сейчас славные вооруженные силы США придут и освободят его. Иракцы будут рады и благодарны и тут же перейдут на сторону американцев. 

А в итоге вместо маленькой победоносной войны получилась многолетняя кровопролитная военная операция, которую, по большому счету, американцы проиграли, хотя публично это не признают. Страна распалась на три части. Оказалось, что никакого единого иракского народа нет, есть курды, шииты и сунниты. Между суннитами и шиитами в период американской оккупации началась гражданская война, и как сам Буш написал в мемуарах, он не мог поверить своим глазам, когда увидел, какой хаос там творится. Это яркий пример того, насколько первоначальные внешнеполитические установки американцев были оторваны от действительности. 

То же самое сейчас происходит в отношении Украины. То, что они вещают официально, что присутствует в официальных документах, абсолютно не соответствует внутриукраинской действительности. Но они все равно собираются действовать на основе этих оторванных схем, в частности, хотят выделять Киеву летальное вооружение. Хотя даже если Обама пойдет на это, это ничего принципиально не изменит на Украине. 

- Базовая проблема в том, что США проводят политику, исходя из своих эгоистических текущих интересов, - говорит политолог Павел Святенков. - Они не пытаются построить какой-то миропорядок, Pax Americana – всемирную американскую империю. Они действуют ситуативно, поэтому сегодня могут условного Асада бомбить, а завтра пытаться заключить с ним союз, сегодня могут условный Иран загонять под санкции, а завтра совместно бороться против «Исламского государства». США, как это ни странно, сами являются главной угрозой мировому порядку, ибо они постоянно навязывают правила игры, но одновременно с этим навязывают свое право эти правила в любой момент произвольно изменить. 

Взять хотя бы последние события. Свержение Януковича на Украине, по мнению Вашингтона – это добро, и революцию надо поддерживать. А свержение йеменского президента – это зло, его нужно немедленно с помощью военной силы вернуть в кресло. Это показывает, что никаких правил на самом деле нет. США поддерживают революцию или контрреволюцию в зависимости от того, что им выгодно. Роль Америки в современном мире оказывается крайне дестабилизирующей. 

— Что должно произойти, чтобы ситуация изменилась? 

- Для этого нужно, чтобы процессы, которые сейчас происходят, дошли до своей крайней точки. Сейчас практически все крупные государства, такие, как Египет, Саудовская Аравия, Россия, Турция, понимая, что американская политика не сбалансирована и может в любой момент измениться на противоположную, вооружаются и пытаются создавать региональные альянсы. Как только таких государств станет достаточно много, они смогут требовать введения понятных правил игры, которые бы не нарушались. Пока до этого далеко, но именно это будет основным фактором. Конечно, можно надеяться и на то, что к власти в США придет более вменяемая администрация, но когда это будет, мы не знаем. 

— Есть ли вообще у Вашингтона стратегическое видение своей внешней политики? 

- Такое впечатление, что никакого глобального видения внешней политики у них нет. Она не продумана и при ее проведении, во всяком случае сейчас, в Вашингтоне руководствуются сиюминутными интересами конкретных чиновников. Продуманность есть на уровне карьеры политика, который хочет получить те или иные результаты, но не на уровне национальных интересов. 

Ситуационно США могут действовать, как в старом гадании на ромашке – любит-не любит, руку пожмет-к черту пошлет. У них очень быстро меняются настроения – сегодня страшный враг, завтра лучший друг, а послезавтра снова враг. Именно это создает ту нестабильность, которую мы сегодня видим в мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий