понедельник, 24 ноября 2014 г.

Чем займется Национальный центр по управлению обороной?

Новый адрес
С 1 декабря Минобороны России сменит адрес прописки. Вместо давно привычного адреса Москва, ул. Знаменка, д.19 военное ведомство переедет в дом 20 по Фрунзенской набережной. С этого момента в стране появится новая структура управления — Национальный центр управления обороной (НЦУО). О том, что на Фрунзенской набережной создадут головной военный офис нового государственного объекта, министр обороны Сергей Шойгу говорил еще в прошлом году. Старт этой стройке дал декабрьский указ президента.
Раньше по этому адресу находился так называемый «2-ой дом Минобороны» — здание, где располагался главкомат Сухопутных войск. Теперь на его базе будет создано управление уже всей силовой структурой России. Центр управления обороной охватит не только важнейшие звенья руководства Вооруженными силами — от Генштаба и главкоматов до военных округов, армий и бригад, — но и станет оперативно координировать взаимодействие между полусотней министерств и ведомств.
В первую очередь, это потребуется при возникновении угрозы национальной безопасности России. Кроме того, здесь станут принимать решения, касающиеся повседневной жизни и обеспечения всех воинских формирований государства. Еще Центр рассматривают как инструмент управления экономикой особого периода. По словам Сергея Шойгу, Минобороны — первое из федеральных ведомств, закладывающее основу фундамента управления обороной страны на ближайшие 20-25 лет.
Говоря о новой структуре, начальник Генштаба Валерий Герасимов отметил, что существовавшая на протяжении полувека система обеспечения управления войсками, завязанная на Центральный командный пункт (ЦКП) Генерального штаба ВС РФ, в какой-то момент перестала себя оправдывать. Прежде всего, с точки зрения сбора, обобщения и анализа подчас узкопрофильной и разрозненной информации, которая при определенных обстоятельствах могла иметь весьма значимый характер для выполнения Вооруженными силами возложенных на них задач.
По словам военачальника, эти функции наряду с координацией деятельности органов военного управления по конкретным вопросам фактически возлагались на руководителей соответствующего уровня, и, по сути, контроль за происходящими в войсках процессами лишался таких важных составляющих, как непрерывность, комплексность, а также оперативность и адекватность реагирования на изменения обстановки.
Центр прошел обкатку на «Востоке» 
Сегодня большую значимость приобретают вопросы логистики, связанные с обеспечением и перемещением войск, или же увязки поступления в войска новых образцов вооружения и военной техники со сроками строительства под них необходимой инфраструктуры. Раньше все это откровенно выходило за рамки компетенции дежурных смен ЦКП. Иными словами, деятельность этого органа управления была сконцентрирована не на комплексном анализе и воздействии, а скорее на фиксации происходящих в Вооруженных силах отдельных процессов, сборе и представлении требовавшегося объема информации военному руководству и доведении его решений до конкретных исполнителей. При этом выработка вариантов реагирования на те или иные события также оставалась за рамками решаемых ЦКП задач. С учетом того, что обстановка сегодня меняется стремительно, и необходимо незамедлительно реагировать на ее изменение, «старая» система управления Вооруженными силами стала себя не оправдывать.
«Если раньше на принятие решения у нас были часы», — уточняет Герасимов, то сегодня счет порой идет на минуты.
В составе будущей госструктуры будут четыре главные составляющие: Центр управления стратегическими ядерными силами, Центр боевого управления, Центр управления повседневной деятельностью Вооруженных сил и Центральный командный пункт Генштаба. Объединение этих структур под «одной крышей», по мнению военных значительно улучшит управление военной организацией государства.
О том, как именно будет работать Центр можно судить по многочисленным селекторным совещаниям, которые министр обороны Сергей Шойгу проводил еще на Знаменке 19. Например, в режиме реального времени можно было увидеть процесс приема-передачи новейшей техники и объектов инфраструктуры от заводов-производителей до получающих эту технику воинских частей. Если раньше такие мероприятия проводились непосредственно на предприятиях, то теперь буквально за один день министр смог не только принять доклады о получении новой техники о военпредов, командиров частей, но и как бы лично соприсутствовать на каждом из прошедших мероприятий. Кстати, находящийся с апреля на опытно-боевом дежурстве НЦУО прошел успешную апробацию в период проведения стратегического командно-штабного учения «Восток-2014». Тогда управление действиями различных по составу группировок войск в режиме реального времени производилось непосредственно из Национального центра управления обороной.
Вообще же задача будет масштабней и сложней. Новый центр станет информационным центром, куда будет стекаться текущая обстановка по жизнедеятельности войск из всех округов России. Благодаря мониторам и компьютерам руководство Минобороны будет не только видеть, что конкретно происходит в частях и кораблях, сможет вести анализ, но и непосредственно управлять ими.
Кадры для новой структуры
В то же время глава российского Генштаба отметил, что НЦУО не подменяет и не дублирует функции соответствующих штабов и органов военного управления. Речь идет лишь о делегировании Центру тех задач, которые требуют непрерывного цикла выполнения, и установлении порядка информационного обмена и взаимодействия со всеми заинтересованными структурами. В том числе — и с другими федеральными министерствами и ведомствами, имеющими свои задачи в сфере обороны государства. На сегодняшний день в соответствии с Планом обороны государства к таковым отнесены 52 федеральных органа исполнительной власти и 3 организации (государственных корпорации). И НЦУО здесь выступает в качестве механизма координации их усилий при решении задач в области обороны страны.
Специалистов для службы в Центре решили обучать в некоторых армейских вузах, а также создать в академии Генштаба под эту задачу отдельный факультет. Ведь речь идет не о выпуске простых офицеров-управленцев, а специалистов, способных мыслить и принимать решения в рамках обеспечения безопасности всего государства.

«Для работы в новой государственной структуре требуются многосторонние профессионалы, — сообщил министр. — Конечно, мы сделаем все для того, чтобы здесь работал лучший персонал, подготовленный ко всем требованиям современного управления обороной страны».
Военное ведомство заранее позаботилось о подготовке для Центра соответствующих кадров. И уже с июля на базе Военной академии Генштаба специалисты проходят трехмесячный курс обучения. Всего же, как сообщалось, ежегодно планируется готовить около 500 экспертов и аналитиков для службы и работы в НЦУО, а также сформировать учебные программы переподготовки для руководителей федеральных органов власти и директоров оборонных предприятий.
Кроме военных, как в свою очередь уточнил начальник Генштаба Валерий Герасимов, в работе Центра будут принимать и представители других силовых структур, министерств и ведомств страны. Универсальность созданного НЦУО, как органа оперативного управления военной организацией государства, помимо всего прочего, заключается в единстве его структуры для мирного и военного времени. А подтвержденное в ходе апробации его функционирования существенное сокращение цикла обработки информационных потоков и возможность решения многих вопросов управленческой деятельности силами дежурных смен, безусловно, кардинально изменили статус НЦУО по сравнению с его предшественником ЦКП.
Существующее разделение НЦУО на два основных центра: центр боевого управления и центр управления повседневной деятельностью войск (сил), а также несколько центров управления по специальным вопросам, дает возможность, с одной стороны, не смешивать в «общую кучу» непрерывно поступающую разнородную информацию, с другой — такая структура центра позволяет при необходимости произвести комплексный анализ нескольких факторов, каждый из которых может оказать значительное влияние на конечный результат каких-либо процессов.
При этом, как отметил Валерий Герасимов, заложенная в деятельности НЦУО новизна подхода заключается в создании на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях «стволовой» структуры непрерывного мониторинга, оперативного анализа обстановки и подготовки предложений руководству по организации выполнения первоочередных мероприятий при возникновении нештатных или кризисных ситуаций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий