среда, 19 ноября 2014 г.

Нефтяная ночь Шахерезады. Как живётся Ирану после 35 лет санкций?

Иранские эксперты советуют России развивать фермерство, а также срочно избавиться от импорта. Почему страна, лежавшая в руинах, стала одной из лучших экономик Ближнего Востока?
3
Старая добрая традиция. Антиамериканские протесты у посольства США в Иране
Я прилетел в новый, сверхсовременный международный аэропорт. До отеля добирался на автомобиле местного производства «Саманд» (эту машину также собирают в Азербайджане и Белоруссии): шоссе в иранской столице такое, что нам остаётся лишь завидовать. Зашёл в магазин — прилавки ломятся от еды, произведённой в стране: имеются и мясо, и хлеб, и форель, и огромное количество фруктов. Собст­венно говоря, я ожидал увидеть совсем другое, ведь против республики уже 35 лет (!) действуют жёсткие санкции США и с 2011 г. — Евросоюза, ситуация много хуже, чем в отношении России. Бизнесменам из ЕС и США строго запрещено инвестировать в иранские предприятия, а главное — покупать иранские нефть и газ. Однако местная экономика хоть и по­страдала от эмбарго, но всё же не рухнула с грохотом, чего ожидали на Западе. Так как же Ирану удаётся не только выжить, но и сохранять неплохой уровень жизни на фоне угроз Америки?

Конец «Макдоналдса»


- Да мы жили бы ещё лучше, — уверяет экономист Саид Лейлаз, один из руководителей автомобильного завода «Ходро». — Но высокие цены на нефть развратили иранцев. 15 лет назад мы получали от продажи «чёрного золота» 8,5 млрд долл. в год, а затем доходы вдруг выросли в десять раз! И началось… Импорт составлял ежегодно почти 80 (!) млрд долл.: кушать иранскую еду и ездить на иранских автомобилях вдруг стало немодно. Лишь санкции заставили Иран взяться за голову. Импорт сократился в два раза. Мы быстро развили аграрный сектор и теперь не только обеспечиваем себя мясом, хлебом и фруктами, но и продаём за рубеж пшеницу. В прошлом году люди купили 750 000 отечественных машин и только 150 000 иностранных. Иран повернулся с Запада на Восток и нашёл отличных партнёров для покупки нефти — Японию, Китай и Корею.
Республика была сильно разрушена в ходе восьмилетней войны с Ираком, завершившейся в 1988 г. Однако теперь местные автомобильные дороги считаются лучшими (!) на Ближнем Востоке после Израиля, недавно запустили линии скоростных поездов (300 км/ч) от Тегерана до Шираза и Мешхеда, впервые в истории страны началось строительство сразу 100 тыс. домов — социального жилья, которое продадут малообеспеченным гражданам по низким ценам. Забавно, но именно благодаря санкциям Запада многие иранцы смогут купить себе квартиру. Короче говоря, было сделано всё, чтобы эффект от санкций и потери десятков миллиардов долларов в экономике Ирана стал меньше. Иранские власти также запретили почти любой бизнес США на территории государства — здесь не найдёшь «Макдоналдс» или «Бургер Кинг»: всё давным-давно национализировано. «Это логично, — объясняет мой переводчик Ахмад Сареми. — Пусть и сами американцы сделаются беднее. Мне странно видеть, как Америка приносит вред вашей экономике, однако компании из США продолжают свободно работать в России».

«Россия, поддержи своих!»

- Экономическая политика бывшего президента Махмуда Ахмадинежада была глупостью, — считает Дауд Гермидаш Баванд, профессор Университета Тегерана, экс-представитель Ирана в ООН. — Он слишком долго сдерживал рост доллара, инфляция в стране превысила 40% в год, и в итоге иранская валюта обвалилась, подешевев в три раза. Миллионы людей оказались без работы, началась «утечка мозгов» — иранцы стали уезжать из страны. Да, в Иране никто не голодает, хотя эффект от санкций мог быть значительно ниже. Мы третья в мире страна по запасам углеводородов, зато половину бензина покупаем за границей: в Иране очень мало своих заводов по переработке нефти. Я уверен: Запад снимет санкции против России в ближайшие пару лет. Пока же главное, что вам нужно сделать, — срочно убрать налоги для частных предпринимателей и включить господдержку для маленьких фермерских хозяйств. Тогда, как показывает опыт Ирана, вы запросто сможете накормить свою страну в самый короткий срок.

Сегодня страна не только обеспечивает себя овощами, фруктами, зерном, но и продаёт пшеницу за рубеж.

Контрабандный рис

Санкции точно влияют на Иран в смысле техники — я летал в Мешхед на столь пожилом «боинге», что казалось, от него детали в полёте отваливаются. Иранские учёные уже задумались о создании «национального самолёта» и представят проект в 2016 г. Отечественного производителя власти защищают жёстко, отслеживая даже… продуктовую контрабанду. На днях в Тегеране проводился рейд: полицейские обыскивали подсобки ресторанов, выясняя, не используют ли повара нелегальный дешёвый рис из Пакистана. Недавно Иран являлся классическим сонным царством Востока: простейшие вопросы решались годами, а коррупция присутствовала всюду — российские чиновники в сравнении с иранскими образец честности. Именно после санкций правительство стало соображать куда быстрее — уличных бунтов никому не хочется. Десять лет шли вялые дискуссии о строительст­ве метро в восьми крупнейших городах страны… Но, едва число безработных в Иране окончательно стало угрожающим, вла­сти приняли решение за месяц.
Самое смешное — Запад больше не может влиять на Иран. Любые окрики из США и ЕС иранцы просто не слышат. А Западу больше нечем грозить — все самые строгие наказания уже задействованы. Разумеется, Иран здорово пострадал от санкций, однако уровень жизни хоть и снизился, но никто не обнищал. Зарплата иранского инженера — 1000 долл., врача — 1500, профессора — 2000. В кратчайшие сроки страна, жившая сугубо на импорте, сумела обеспечить себя продуктами и товарами первой необходимо­сти: Иран живёт богаче и лучше, чем не подвергающиеся санкциям соседние проамериканские государства — Ирак и Пакистан. Я часто привожу в качестве примера Китай, но тут всё ещё проще. Это была бедная, погрязшая в коррупции республика, попавшая под кучу санкций. Тем не менее она не только выжила, но и обеспечивает гражданам приемлемый уровень жизни. Вот интересно, кто мешает строить для россиян дешёвое жильё (у нас миллионы людей сидят без квартир), жёстко поддерживать отечественного производителя и наконец-то выпускать качественные автомобили? Боюсь, ответа на вопрос я не услышу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru