четверг, 27 ноября 2014 г.

История про 126 французских истребителей



Rafale (Dassault Aviation )
Когда начались подсчеты возможных убытков Франции от репутационных проблем после отказа передавать России десантный вертолетоносец «Мистраль», среди всех прочих, был упомянут «индийский контракт». Стало интересно — о чем речь? Такой действительно есть и даже сложности по нему у французов присутствуют. Однако история с «Мистралем» вряд ли на эту поставку сможет как-либо повлиять. Дело в следующем.


F-16C/D Fighting Falcon (Lockheed Martin)
В 2007 году Индия объявила тендер на закупку 126 многоцелевых средних истребителей для своих ВВС на общую сумму около 11 млрд. долларов. Заявки на участие в тендере «подали» шесть компаний: американские Lockheed Martin (F-16C/D Fighting Falcon) и Boeing (F/A-18E/F Super Hornet), шведская SAAB (JAS 39 Gripen), российская РСК «МиГ» (МиГ-35), европейский консорциум EADS (Eurofighter Typhoon) и французская Dassault Aviation (Rafale). Новые машины должны были заменить в индийских ВВС советские МиГ-21, с 1963 года составляющие около трети всего военного авиапарка страны. А уж когда, к осени 2011 года общая сумма контракта поднялась до 20 млрд. долларов, это превратило тендер в крупнейшую сделку на всем мировом рынке оружия.

F/A-18E/F Super Hornet (Boeing)
Сравнительные испытания проводились в три этапа и шли сложно. Сначала россияне были лучшими. У остальных претендентов возникали разнообразные сложности. Например, проблемы с запуском двигателей в условиях высокогорья потребовавшие доработки топливных систем. Однако МиГ-35 не победил тоже. В индийских источниках говорилось, что в МиГах индусов не устроил уровень надежности захвата цели в заявленных диапазонах и ряд замечаний по эффективности двигателей, которые индусов «не впечатлили». Впрочем, «боевых соколов» (F-16) они тоже назвали «не имеющими будущего».

JAS 39 Gripen (SAAB)
В финал вышли Rafale и Eurofighter Typhoon. Предложение французов оказалось еще и самым дешевым. 65 млн. долл. за штуку, в то время, как Eurofighter просил от 80 до 85 миллионов за каждую машину. К тому же, на вооружении Индии уже состояли французские Mirage-2000H, во-многом похожие на Rafale по приемам пилотирования и основным элементам наземного обслуживания.
Надо отметить, что таким своим решением Дели фактически спасла всю программу производства истребителей Rafale. Не смотря на все старания Dassault Aviation проигрывали все тендеры, на которых Rafale выставлялся. В том числе в Швеции и ОАЭ. Так что единственным заказчиком этого истребителя являлись только ВВС Франции. Когда, в ноябре 2011 года, от Rafale отказались шведы, министр обороны Франции Жерар Лонге заявил: если в ближайшее время на них не найдутся иностранные покупатели, производство Rafale будет окончательно прекращено. И тут победа в Индии! Кстати, нельзя исключать, что французы так очевидно демпенговали ценой как раз по этой причине. Терять им, в сущности, уже было нечего.

МиГ-35 (РСК «МиГ»)
В общем, Франция победила, акции Dassault Aviation поднялись сразу на 20%, начались будни. Одним из главных условий тендера являлось следующее требование: победитель поставляет ВВС Индии только 18 самолетов собственного производства, остальные 108 самолетов должны собираться по лицензии на индийском предприятии Hindustan Aeronautics Limited (HAL). С передачей индийской стороне соответствующих технологий, обучением персонала и инвестированием средств в необходимое технического перевооружение завода HAL. Сначала французы с таким условием согласились, но спустя некоторое время после оглашения итогов тендера, заявили, что согласны нести гарантию лишь за те 18 машин, которые будут собраны во Франции. За остальные 108 пусть отвечает их производитель — завод HAL в Бангалоре.

Eurofighter Typhoon (EADS)
Позднее всплыли и другие сложные моменты. В конечном итоге, к январю 2014 года Dassault Aviation подняли контрактную стоимость одного истребителя с прежних 65 до 120 млн. долларов. Причем, скорее всего они в конечном счете индийским ВВС обойдутся еще дороже в виду снижения курса рупии к евро, наблюдающееся вот уже третий год подряд.
Кроме того, целый ряд трудных вопросов возник и со стороны Hindustan Aeronautics Limited, которую «женили» без ее собственного участия в переговорах. Некоторые условия тендера HAL выполнить либо не может, либо не хочет. Нельзя исключать и вероятность попытки предприятия воспользоваться удобной юридической зацепкой для выторговывания для себя более выгодных финансовых условий. Хотя ряд источников говорит о том, что основной проблемой стал вопрос передачи Индии некоторых передовых французских технологий военного значения. Однако главным разногласием скорее всего остается вопрос гарантии на 108 самолетов «местной сборки». HAL пока отказывается брать на себя полную ответственность и гарантировать качество результата, как своего на весь самолет в целом, так и на комплектующие, которые будут производиться у субподрядчиков. В том числе — на индийских государственных компаниях, например — Bharat Electronics Ltd. (BEL), поставляющую ряд вспомогательных авиационных систем.

Mirage-2000H ВВС Индии
До сих пор не определен сетевой график распределения работ по контракту между сторонами и, соответственно, субподрядчиками. Дели стремится получить большую долю в производстве не только планера, но и внутренней начинки машины, а также очень большого перечня сопутствующих работ и последующего обслуживания истребителей в боевых частях ВВС. Французы настаивают на том, что в заявленные по условиям тендера сроки на HAL просто не успеют в должной мере освоить западные технологии, что поставит сроки отгрузки самолетов под угрозу срыва, а это уже штрафные санкции. Париж как бы не против делиться с Дели технологиями, но только, так сказать, в целом. По мере накопления опыта и освоения ранее предоставленного. Когда-нибудь потом. В будущем. «А пока давайте мы по-больше станем все делать у себя. Кстати, вот перечень и смета к нему». Похоже, до сих пор делят деньги.

МиГ-21 ВВС Индии
В общем, на данный момент контракт завис. На протяжении трех месяцев в конце 2013 года между индийской и французской стороной велись многочисленные переговоры. Крайняя встреча Dassault Aviation, HAL и представителей ВВС Индии, под патронажем Минобороны Франции, планировалась на январь 2014 года в Париже. Но в самый последний момент HAL ее отменила. Причины до сих пор не известны. Равно как и сроки следующей даты переговоров.
Весной в отраслевой прессе даже возникли слухи о возможном отказе Индии от этого контракта и проведении нового тендера. На сколько они обоснованы судить сложно, однако в Индии вскоре должны состояться очередные выборы. Если контракт не будет окончательно заключен до их проведения, там уже появится новое правительство… которое вероятно контракт действительно пересмотрит.
В конце концов, речь идет одновременно и о самых больших деньгах за всю историю международных военных контрактов, так и о приобретении самолета, который станет основой ВВС Индии на ближайшие 40 — 50 лет.
Но в любом случае, к истории с «Мистралем» этот контракт отношения не имеет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru