В 2015 году белорусские ВВС и войска ПВО рассчитывают получить из России четыре учебно-боевых самолета (УБС) "Як-130". Об этом недавно в интервью московской газете "Красная звезда" сообщил посол Беларуси в России Игорь Петришенко.
О необходимости приобрести такую технику представители Министерства обороны Беларуси заявляли неоднократно. Однако долгое время дальше слов не шло. По мнению одних экспертов, дело упиралось в недостаток производственных мощностей на российских авиазаводах, другие пеняли на недостаток средств в белорусской казне, третьи говорили, что нет соответствующего решения высшего руководства страны.
Как представляется, в какой-то мере все они были правы.
Лишь 18 декабря 2012 года в Минске состоялось подписание контракта на поставку Россией в Беларусь в 2015 году четырех учебно-боевых самолетов "Як-130".
А 19 ноября 2013 года Александр Лукашенко во время посещения 61-й истребительной авиабазы в Барановичах лично ознакомился с УБС "Як-130". Представленный президенту самолет прибыл из части российских ВВС, дислоцирующейся в Воронежской области. Его демонстрация проходила в рамках показа перспективных образцов вооружения и военной техники, которые должны будут поступить в белорусскую армию.
На вооружение ВВС России этот реактивный учебно-боевой самолет нового поколения поступает с февраля 2010 года. Согласно данным открытых источников, "Як-130" (по классификации НАТО Mitten - "Рукавица") создан в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) имени Яковлева в сотрудничестве с итальянской компанией Aermacchi.
Самолет предназначен для приобретения и поддержания у летчиков навыков пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью, для обучения элементам боевого применения по воздушным и наземным целям.
По своим летно-техническим и маневренным характеристикам "Як-130" близок к показателям современных истребителей на дозвуковой скорости полета. Это позволяет готовить на нем пилотов для самолетов, относящихся к четвертому и пятому поколениям ("МиГ-29", "Су-30", F-15 и F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale, F-22, F-35, а также для Т-50).
"Як-130" оборудован цифровой электродистанционной системой управления КСУ-130 с четырехкратным резервированием, которая также выполняет функции активной системы безопасности полета и автоматического управления. Система позволяет в учебных целях перепрограммировать характеристики управляемости и устойчивости самолета в зависимости от типа имитируемого самолета. Это дает экономию средств на использовании в учебных задачах боевых самолетов, летное время которых обходится куда дороже.
Между тем, как заявляют разработчики, потенциальные возможности этого самолета намного шире. "Як-130" может применяться не только в качестве "летающей парты", но и в роли разведчика, легкого штурмовика, истребителя-бомбардировщика и самолета радиоэлектронной борьбы. Предусматривается вариант, по которому "Як-130" может быть оснащен системой дозаправки топливом в воздухе.
В зависимости от типа задач можно оснащать "Як-130" различным вооружением и аппаратурой. Для этого самолет имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем. Это позволяет нести до 3000 кг боевой нагрузки.
В состав вооружения "Як-130" входят: ракеты класса "воздух - воздух" Р-73Э с инфракрасными головками самонаведения; высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр с телевизионной системой наведения; авиационные бомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг; неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13, С-25; подвесной контейнер СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л.
И это не все. Судя по имеющейся информации, в корпорации "Иркут", которая является изготовителем самолета, ведутся работы по дальнейшему расширению сферы боевого применения "Як-130".
Повышение боевых возможностей машины предполагается проводить в два этапа. Сначала будут увеличены возможности радиооборудования и установлена новая обзорно-прицельная система. На втором этапе самолет получит радиолокационную станцию (предположительно, БРЛС "Барс-130").
Способы ее интеграции в состав бортового радиоэлектронного оборудования пока выбираются: вмонтируют ли непосредственно в носовую часть самолета или же в контейнерном исполнении будут подвешивать под фюзеляжем.
Новое оборудование позволит "Як-130" расширить номенклатуру бортового вооружения, вплоть до ряда модификаций ракет "воздух — поверхность" Х-31 и Х-38. Боевую живучесть машины должна повысить установка легкого бронирования.
Но, несмотря на это, ряд экспертов до недавнего времени достаточно скептически относились к использованию "Як-130" в качестве боевого самолета. Как штурмовик он недостаточно защищен, как истребитель - недостаточно скоростной. Однако совершенно неожиданно для него определились приоритетные цели. Это беспилотные разведывательные и ударные летательные аппараты (БПЛА), которые поступают на вооружение армий многих стран.
Как считают эксперты, в скором времени БПЛА станут доминировать над любым полем боя. И борьба с ними выходит на первый план. Ведь уничтожить небольшой беспилотник гораздо труднее, чем современный истребитель и даже тактическую ракету: высота маленькая, скорость невелика и для локатора они почти не различимы.
Использовать против них стандартные зенитные средства ПВО дорого и не всегда эффективно. Поднимать в воздух тяжелые истребители-перехватчики - это все равно, что стрелять из пушки по воробьям. А вот "Як-130" в версии УБС способен выполнить подобную задачу без особых проблем. Диапазон скоростей у него большой, номенклатура вооружения - самая разнообразная, а прицельный комплекс не хуже, чем у истребителей.
Надо думать, что именно возможность использования "Як-130" для перехвата низкоскоростных маловысотных воздушных объектов (пилотируемых и беспилотных) и повлияла на решение президента Лукашенко. После "плюшевого десанта" - инцидента с безнаказанным полетом над Беларусью легкомоторного шведского самолета в июле 2012 года - борьба с такого рода целями является серьезной головной болью белорусского руководства.
О необходимости приобрести такую технику представители Министерства обороны Беларуси заявляли неоднократно. Однако долгое время дальше слов не шло. По мнению одних экспертов, дело упиралось в недостаток производственных мощностей на российских авиазаводах, другие пеняли на недостаток средств в белорусской казне, третьи говорили, что нет соответствующего решения высшего руководства страны.
Как представляется, в какой-то мере все они были правы.
Лишь 18 декабря 2012 года в Минске состоялось подписание контракта на поставку Россией в Беларусь в 2015 году четырех учебно-боевых самолетов "Як-130".
А 19 ноября 2013 года Александр Лукашенко во время посещения 61-й истребительной авиабазы в Барановичах лично ознакомился с УБС "Як-130". Представленный президенту самолет прибыл из части российских ВВС, дислоцирующейся в Воронежской области. Его демонстрация проходила в рамках показа перспективных образцов вооружения и военной техники, которые должны будут поступить в белорусскую армию.
На вооружение ВВС России этот реактивный учебно-боевой самолет нового поколения поступает с февраля 2010 года. Согласно данным открытых источников, "Як-130" (по классификации НАТО Mitten - "Рукавица") создан в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) имени Яковлева в сотрудничестве с итальянской компанией Aermacchi.
Самолет предназначен для приобретения и поддержания у летчиков навыков пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью, для обучения элементам боевого применения по воздушным и наземным целям.
По своим летно-техническим и маневренным характеристикам "Як-130" близок к показателям современных истребителей на дозвуковой скорости полета. Это позволяет готовить на нем пилотов для самолетов, относящихся к четвертому и пятому поколениям ("МиГ-29", "Су-30", F-15 и F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale, F-22, F-35, а также для Т-50).
"Як-130" оборудован цифровой электродистанционной системой управления КСУ-130 с четырехкратным резервированием, которая также выполняет функции активной системы безопасности полета и автоматического управления. Система позволяет в учебных целях перепрограммировать характеристики управляемости и устойчивости самолета в зависимости от типа имитируемого самолета. Это дает экономию средств на использовании в учебных задачах боевых самолетов, летное время которых обходится куда дороже.
Между тем, как заявляют разработчики, потенциальные возможности этого самолета намного шире. "Як-130" может применяться не только в качестве "летающей парты", но и в роли разведчика, легкого штурмовика, истребителя-бомбардировщика и самолета радиоэлектронной борьбы. Предусматривается вариант, по которому "Як-130" может быть оснащен системой дозаправки топливом в воздухе.
В зависимости от типа задач можно оснащать "Як-130" различным вооружением и аппаратурой. Для этого самолет имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем. Это позволяет нести до 3000 кг боевой нагрузки.
В состав вооружения "Як-130" входят: ракеты класса "воздух - воздух" Р-73Э с инфракрасными головками самонаведения; высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр с телевизионной системой наведения; авиационные бомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг; неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13, С-25; подвесной контейнер СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л.
И это не все. Судя по имеющейся информации, в корпорации "Иркут", которая является изготовителем самолета, ведутся работы по дальнейшему расширению сферы боевого применения "Як-130".
Повышение боевых возможностей машины предполагается проводить в два этапа. Сначала будут увеличены возможности радиооборудования и установлена новая обзорно-прицельная система. На втором этапе самолет получит радиолокационную станцию (предположительно, БРЛС "Барс-130").
Способы ее интеграции в состав бортового радиоэлектронного оборудования пока выбираются: вмонтируют ли непосредственно в носовую часть самолета или же в контейнерном исполнении будут подвешивать под фюзеляжем.
Новое оборудование позволит "Як-130" расширить номенклатуру бортового вооружения, вплоть до ряда модификаций ракет "воздух — поверхность" Х-31 и Х-38. Боевую живучесть машины должна повысить установка легкого бронирования.
Но, несмотря на это, ряд экспертов до недавнего времени достаточно скептически относились к использованию "Як-130" в качестве боевого самолета. Как штурмовик он недостаточно защищен, как истребитель - недостаточно скоростной. Однако совершенно неожиданно для него определились приоритетные цели. Это беспилотные разведывательные и ударные летательные аппараты (БПЛА), которые поступают на вооружение армий многих стран.
Как считают эксперты, в скором времени БПЛА станут доминировать над любым полем боя. И борьба с ними выходит на первый план. Ведь уничтожить небольшой беспилотник гораздо труднее, чем современный истребитель и даже тактическую ракету: высота маленькая, скорость невелика и для локатора они почти не различимы.
Использовать против них стандартные зенитные средства ПВО дорого и не всегда эффективно. Поднимать в воздух тяжелые истребители-перехватчики - это все равно, что стрелять из пушки по воробьям. А вот "Як-130" в версии УБС способен выполнить подобную задачу без особых проблем. Диапазон скоростей у него большой, номенклатура вооружения - самая разнообразная, а прицельный комплекс не хуже, чем у истребителей.
Надо думать, что именно возможность использования "Як-130" для перехвата низкоскоростных маловысотных воздушных объектов (пилотируемых и беспилотных) и повлияла на решение президента Лукашенко. После "плюшевого десанта" - инцидента с безнаказанным полетом над Беларусью легкомоторного шведского самолета в июле 2012 года - борьба с такого рода целями является серьезной головной болью белорусского руководства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий