Rainbow Unicorn 1977, блогер
Специально для Телеграфиста
Специально для Телеграфиста
На создание данной статьи меня спровоцировали регулярные споры и замеры различных «органов» в темах о нашей авиации. В общем и целом, аудиторию данных дискуссий можно разделить на тех, кто считает, что мы безнадежно отстали, и на тех, кто наоборот подвержен небывалому энтузиазму и свято верит в то, что все замечательно. Аргументация в основном сводится к тому, что «у нас ничего не летает, а у них – все круто». И наоборот. Я решил выделить несколько тезисов, вокруг которых разгораются частые споры, и дать им свою оценку.
Для тех, кто ценит свое время, выводы даю в самом начале:
1) ВВС США и ВВС РФ, как в количественном, так и в качественном показателях примерно равны, с небольшим преимуществом у США;
2) Тренд на ближайшие 5-7 лет – достижение практически полного паритета;
3) PR, реклама и психологические войны – излюбленный и эффективный метод ведения боевых действий США. Противник, который психологически повержен (неверием в силу своего оружия, рук-ва и т.д.) уже наполовину побежден.
Итак, начнем.
Авиация ВВС/ВМС/Гвардии США мощнейшая в мире.
F-35
Да, это, действительно так. Численность ВВС США на май 2013 года составила 934 истребителя, 96 бомбардировщиков, 138 ударных самолетов, 329 транспортных самолетов, 216 танкеров, 938 УТС и 921 прочие самолеты.
Для сравнения численность ВВС РФ составляет на май 2013 года –738 истребителей, 163 бомбардировщика, 153 ударных самолета, 372 транспортных самолетов, 18 танкеров, 200 УТС и 500 прочих самолетов. Как видите, «чудовищного» количественного превосходства нет.
Однако есть нюансы, главный из которых, – авиация США стареет, а замены у неё нет.
Название
|
В эксплуатации (общее кол-во)
|
Процент от числа эксплуатируемых
|
Средний возраст (на 2013)
|
Истребители
| |||
F-22А | 85 (141) | 9,1% | 5-6 года |
Су-35С | 18 (18) | 2,4% | 0,5 лет |
F-15C | 55 (157) | 5.9% | 28 лет |
Су-27СМ | 307 (406) | 41,6% | 3-4 года |
F-15D | 13 (28) | 1,4% | 28 лет |
МиГ-29СМТ | 255 (555) | 34,6% | 12-13 лет |
F-16C | 318 (619) | 34% | 21 лет |
МиГ-31БМ | 158 (358) | 21,4% | 13-15 лет |
F-16D | 6 (117) | 0,6% | 21 лет |
F/A-18 (все мод.) | 457 (753) | 48,9% | 12-14 лет |
F-35 (все мод.) | н/д (71) | н/д | 0,5-1 год |
Итого США | 934 (1886) | ~ 17.1 лет | |
Итого РФ | 738 (1337) | ~ 10.2 лет | |
Бомбардировщики
| |||
B-52H | 44 (53) | 45,8% | 50 лет |
Ту-95МС | 32 (92) | 19,6% | 50 лет |
B-2А | 16 (16) | 16,7% | 17 лет |
Ту-22М3 | 115 (213) | 70,6% | 25-26 лет |
B-1В | 36 (54) | 37,5% | 25 года |
Ту-160 | 16 (16) | 9,8% | 20-21 год |
Итого США | 96 (123) | ~ 34,2 года | |
Итого РФ | 163 (321) | ~ 31,9 год | |
Штурмовики
| |||
A-10A | 38 (65) | 34,5% | 28 лет |
A-10C | 72 (129) | 65,5% | 6-7 лет |
Су-25СМ | 200 (300) | 100% | 10-11 лет |
Итого США | 110 (194) | ~ 13,4 лет | |
Итого РФ | 200 (300) | ~ 10-11 лет | |
Ударные самолеты
| |||
F-15E | 138 (223) | 100% | 20 лет |
Су-24М | 124 (300) | 81% | 29-30 лет |
F-111/FB-111 | 0 (84) | 0% | Over 40 лет |
Су-34 | 29 (29) | 19% | 0,5-1 год |
Итого США | 138 (307) | ~ 20 лет | |
Итого РФ | 153 (329) | ~ 24,4 года | |
ДРЛО
| |||
E-3 | 24 (33) | 100% | 32 года |
А-50 | 27 (27) | 100% | 27-28 лет |
Также хочу выделить следующий момент. Наша страна 20 лет назад входила в «демократию» с Су-27 и МиГ-29, которые благодаря грамотной экспортной политике смогли выжить, а затем и повысить свой потенциал до Су-35С и МиГ-35. США же вошли в кризис с F-22, снятым с производства, и с недоделанным F-35, а также массовым парком хороших, но уже устаревших F-15/16. Свою риторику я веду к тому, что на данный момент у США нет относительно дешевого задела, который позволил бы им поддерживать количественное (а в чем-то и качественное) превосходство над РФ без многомиллиардных вложений в новые разработки.
В то же время авиационный парк РФ за следующие 5-7 лет будет активно модернизироваться. В том числе и за счет создания абсолютно новых самолетов. На данный момент до 2017 года заключены контракты на производство/модернизациюМиГ-31БМ – 100 ед.; Су-27СМ – 96 ед.; Су-27СМ3 – 12 ед.; Су-35С – 95 ед.;Су-30СМ – 60 ед.; Су-30М2 – 4 ед.; МиГ-29СМТ – 34 ед.; МиГ-29К – 24 ед.; Су-34 – 124 ед.; МиГ-35 – 24 ед.; ПАК ФА – 60 ед.; Ил-476 – 100 ед.; Ан-124-100М – 42 ед.;А-50У – 20 ед.; Ту-95МСМ – 20 ед.; Як-130 – 65 ед. К 2020 году в строй будут введены более 750 новых машин.
Справедливости ради, отмечу, что США в 2001 году планировали до 2020 года закупить более 2 400 F-35. Однако на данный момент все сроки сорваны, а ввод в эксплуатации самолета отложен до середины 2015 года.
У нас всего несколько самолетов 4++ и нет 5 поколения, а у США их уже сотни.
Су-35
Да, все верно, у США на вооружении 141 F-22А. У нас Су-35С – 18 штук. ПАК ФА – проходит летные испытания. Но необходимо учитывать:
а) Самолеты F-22 сняты с производства из-за 1) дороговизны (280-300 ед. $ супротив 85-95 у Су-35); 2) недоглядели с вопросом хвостового оперения (разваливалось при перегрузках); 3) глюков с СУО (система управления огнем).
б) F-35, при всем его пиаре, весьма далек от 5 поколения. Да и недоработок хватает: то ЭДСУ откажет, то планер будет работать не так, как должен, то СУО проглючит.
в) До 2017 года в войска поступят: Су-35С – 95 ед, ПАК ФА – 60 ед.
г) Сравнение отдельных самолетов вне контекста их боевого применения, – не корректно. Боевые действия – это высокоинтенсивное и мультимодальное взаимное уничтожение, где многое зависит от конкретной топографии, погодных условий, везения, выучки, слаженности, морального состояния и т.д. Отдельные боевые единицы ничего не решают. На бумаге обычный ПТУР любой современный танк порвет, а вот в условиях боя все куда более прозаично.
Их 5 поколение в разы превосходит наши ПАК ФА и Су-35С.
Это весьма смелое заявление.
а) Если Ф-22 и Ф-35 такие классные, почему они: 1) Так тщательно скрываются? 2) Почему не дают произвести замеры ЭПР? 3) Почему не устраивают показательные догфайты или хотя бы простое сравнительное маневрирование, как на авиасалонах?
б) Если сравнивать ЛТХ наших и американских машин, то можно обнаружить отставание у наших самолетов лишь по ЭПР (у Су-35С) и дальности обнаружения (20-30 км). 20-30 км по дальности – это херня на постном масле по той простой причине, что те ракеты, что у нас есть, превосходят штатовские AIM-54, AIM-152AAAM по дальности на 80-120 км. Я про РВВ БД, КС-172, Р-37. Так что, если БРЛС Ф-35 или Ф-22 имеют лучшую дальность по малозаметным целям, то вот сбивать-то они чем эту цель будут? Да и где гарантия, что «контакт» не будет лететь «низэнько»?
в) В военном деле нет ничего универсального. Попытка создать универсальный самолет, способный выполнять функции перехватчика, бомбера, истребителя и штурмовика, приводит к тому, что универсальный становится синонимом слова посредственный. Война признает только лучшие образцы в своем классе, заточенные для решения конкретных задач. Поэтому, если штурмовик, то – Су-25СМ, если фронтовой бомбер, – Су-34, если перехватчик, – МиГ-31БМ, если истребитель, –Су-35С.
г) “America spent $400 billion in R&D to create the F-35, and $70 billion for the F-22. Russia spent only $8 billion to create the T-50. Doesn’t anyone realize that if Russia would spend $400 billion on a research project, they would probably produce an aircraft capable to conquer the world in a second…” (с) Война – это не сравнение, у кого Х длиннее. Важнее, у кого эти Х будут лучше по отношению цена/качество.
У США значительное превосходство в силах стратегической авиации.
Это не так. В боевом составе ВВС США находится 96 стратегических бомбардировщиков: 44 В-52Н, 36 В-1В и 16 В-2А. Б-2 – исключительно дозвуковой – из ЯО несет только свободнопадающие бомбы. Б-52Н – дозвуковой и старый, как мамонт. Б-1Б – на данный момент не является носителем ЯО (СНВ-3). По сравнению с Б-1, Ту-160 имеет в 1,5 раза большую взлётную массу, в 1,3 раза больший боевой радиус, в 1,6 раз большую скорость и большую нагрузку во внутренних отсеках. К 2025 году мы планируем ввести в строй новый стратегический бомбардировщик (ПАК ДА), который пойдет на замену Ту-95 иТу-160. США же продлили срок службы своих самолетов до 2035 года.
Если сравнивать их КРВБ (крылатые ракеты) с нашими, то совсем все интересно получается. AGM-86 ALCM имеет дальность в 1200-1400 км. Наши же Х-55 – 3000-3500 км, а Х-101 – 5000-5500 км. Т.е., Ту-160 может отстреляться по территории или АУГ противника, не входя в зону поражения, а потом спокойно уйти на сверхзвуке (для сравнения, макс.время работы на полной тяге с форсажем у F/A-18 – 10 минут, у 160-ого – 45 минут). Также вызывает глубокие сомнения их возможность преодолеть нормальную (не арабо-югославскую) систему ПВО.
Подводя итоги, хочу еще раз отметить, современная воздушная война – это не индивидуальные бои в воздухе, а работа систем обнаружения, целеуказания и подавления. И рассматривать самолет (будь то Ф-22 или ПАК ФА) как гордого одинокого “волка” в небе – не нужно. Вокруг много всяких нюансов в лице ПВО, работы РЭБ, наземных РиРТР, погодных условий, фальшфейеров, ЛТЦ и прочей радости, что не даст пилоту даже выйти на цель. Поэтому не нужно складывать саги и петь гимны одиночным фантастическим крылатым кораблям, что принесут лавры побед к ногам тех, кто их создал, и уничтожат всех, кто осмелится «поднять руку» на их создателей.
ПАК ФА
|
Ф-22
|
Ф-35
|
Су-35С
| |
Максимальная взлетная масса, кг |
37 000
|
37 600
|
31 750
|
34 500
|
Нагрузка на крыло, кг/м2 |
394
|
487
|
606
|
556
|
Максимальная скорость, км/ч |
2500
|
2100
|
1900
|
2400
|
Крейсерская скорость, км/ч |
1300-1800
|
1570
|
850
|
850
|
Дальность без ПТБ, с боевой нагрузкой, км |
2700
|
2500
|
2520
|
3000
|
Совместная тяга, кгс |
2 на 17 600
|
2 на 15 810
|
1 на 19 500
|
2 на 14 000
|
Скороподъемность, м/с |
230
|
н/д
|
н/д
|
280
|
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
10-11 G
|
6 G
|
7,5 G
|
10 G
|
ЭПР |
от 0,005 до 0,3м²
|
от 0,0001 (?!) до 0,3—0,4 м²
|
0,005 м²
|
0,5-2 м²
|
Рабочий потолок, м |
20 000
|
20 000
|
20 000
|
18 000
|
Боевая нагрузка, кг |
до 10 000
|
н/д
|
до 7 700
|
до 8 000
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий